ТОМСК, 27 июн – РИА Томск. Исследователи Томского госуниверситета (ТГУ) выяснили, что дистанционное обучение негативно влияет на работу мозга и других органов студентов; ученые ищут способы устранить эту проблему, результат их работы будет представлен в конце 2025 года, сообщает в пятницу пресс-служба вуза.
Со ссылкой на завкафедрой спортивно-оздоровительного туризма, физиологии и спортивной медицины факультета физкультуры ТГУ Леонида Капилевича отмечается, что в период пандемии произошел массовый переход на онлайн-формат. Психологи, философы, социологи активно исследуют влияние цифровой среды на человека. В свою очередь, ученые ТГУ решили выяснить, оказывает ли онлайн-формат воздействие на физиологию.
"Ученые факультета физической культуры ТГУ исследуют проблему трансформации человека, обучающегося в цифровой среде. При этом они фокусируются не на психологических аспектах, а на физиологии: работе мозга, сердца, выработке гормонов стресса и других параметрах… Исследование проводится при поддержке федеральной программы "Приоритет 2030", – говорится в сообщении.
Уточняется, что в исследовании принимали участие группы студентов ТГУ. Ученые оценивали такие параметры, как давление, сердцебиение, электрическую активность головного мозга, уровень стресса и другие. Было поставлено несколько экспериментов. Например, студенты сдавали зачет в трех вариантах: лично преподавателю, с прохождением тестов на компьютере и с использованием ChatGPT.
Проблема есть, нужны решения
В ходе работы ученые выяснили, что онлайн-обучение негативно сказывается на студентах. "Самым главным минусом является то, что, качественно выполняя какие-либо действия в виртуальной среде, человек не может столь же эффективно повторить их в реальной жизни. Это как уметь управлять машиной на тренажере, но быть неспособным делать это на дороге", – цитируется Капилевич.
Добавляется, что следующим шагом станет поиск путей решения проблемы. Один из вариантов, предложенный учеными, связан с параллельным выполнением действий в виртуальной и реальной средах. Другой вариант – "искусственная ошибка": в ходе зачета студенту предлагается дать заведомо неправильный ответ. Человек преодолевает психологический барьер и возвращается на "правильную линию мышления".
Пресс-служба отмечает, что итогом исследований станет модель, которую можно будет адаптировать к разным сферам обучения с учетом профиля специальности. Результаты участники проекта представят в конце 2025 года.
Ранее сообщалось, что в начале 2022 года ТГУ запустил проект "Человек в цифровом пространстве: самоощущение и профилактика стресса". Ученые вуза изучают, как переключение с онлайн на оффлайн-формат сказывается на способности студентов переносить стресс.