ТОМСК, 9 дек – РИА Томск. Повышение утилизационного сбора на ввозимые из-за границы автомобили привело к цепной реакции на рынке – вслед за импортными популярными авто стали дорожать и собираемые в России марки. При этом сворачиваются программы стимулирования спроса. Подробности от экспертов – в материале РИА Томск.
Ранее федеральные СМИ сообщали, что в РФ с 1 декабря 2025 года изменились правила расчета утилизационного сбора – одноразового платежа, который взимают с импортеров, производителей или покупателей автомобилей за переработку машин после их эксплуатации. Ставки привязали не только к объему мотора, но и к его мощности. Льготный утильсбор действует только на авто мощностью до 160 лошадиных сил.
"На фоне повышения утилизационного сбора цены на автомобили выросли. Однако на большинстве популярных моделей это повышение было незначительным. Ввозимые в Россию популярные модели, такие как Geely Monjaro, подорожают на 5–6% (от 150 до 250 тысяч рублей). Цены на Changan тоже выросли, главным образом, за счет отмены программ поддержки", – рассказал управляющий дилерским центром Geely, Mitsubishi, Changan & KIA Рустем Давлетов.
Он подчеркнул, что массовых моделей с двигателями до 160 лошадиных сил повышение утилизационного сбора не коснется, однако томичам стоит приготовиться и к их удорожанию из-за общей ситуации на рынке.
То же самое, по словам управляющего томским дилерским центром Haval Григория Елизова, касается и иностранных автомобилей, собираемых в России. Их стоимость вырастет вслед за общим подорожанием на рынке.
"Если говорить про новые автомобили Haval, то на некоторые модели стоимость уже изменилась, но незначительно – 50–100 тысяч рублей. Это из-за того, что убрали программы прямых скидок. Но при этом сохраняются льготные условия кредитования на новые автомобили. Если говорить про 2026 год, повышение цен будет, но "традиционное", которое из года в год", – сказал Елизов.
А что со спросом?
Как рассказал управляющий томского центра Geely, Mitsubishi, Changan & KIA, в ближайшие два-три месяца спрос на новые авто ожидается крайне низким. Связано это не только с тем, что в январе и феврале – традиционно малый спрос. Также повлияли изменение системы расчета утильсбора с 1 декабря, дополнительная индексация тарифа утильсбора с 1 января 2026 года, а также повышение с 1 января ставки НДС с 20 до 22%.
"Многие потенциальные покупатели откладывают покупку "до лучших времен", в том числе из-за высокой ключевой ставки ЦБ РФ, которая влияет на размер процентной ставки по автокредитам. Также покупатели откладывают дорогостоящую покупку на более поздний срок из-за неуверенности в завтрашнем дне и активного стимулирования со стороны коммерческих банков к накоплению, а не к тратам", – сказал Давлетов.
Он констатировал, что сейчас по многим китайским автобрендам программы поддержки спроса практически сведены к минимуму, цены на автомобили поэтапно поднимались, чтобы адаптироваться к новым условиям, связанным прежде всего с повышением размера утильсбора. Что касается стимулирования спроса, то, по мнению эксперта, многое будет зависеть от политики производителей, исходя из текущего состояния рынка продаж автомобилей.
"В выигрышном положении окажутся те бренды, у которых есть собственное производство на территории России. Именно за счет возврата уплаченного ранее утильсбора такие бренды смогут предлагать покупателям лучшие условия, чем их конкуренты, в том числе и приобретение автомобиля с государственной поддержкой", – сказал Давлетов.
Как отметил управляющий томским автоцентром Haval, по прогнозам Минпромторга, в 2026 году ожидается небольшой рост спроса.
"Оптимистичный прогноз продаж – 1,5 миллиона автомобилей. К сравнению: за 11 месяцев этого года продано 1,15 миллиона. Рост ожидается за счет продолжения снижения ключевой ставки. Увеличенный утиль сбор также влияет на спрос на внутреннем рынке", – сказал Елизов.