ТОМСК, 26 ноя – РИА Томск. Стартап вместо традиционного диплома, нейротехнологии для маркетинга и уникальные пространства для развития бизнес-проектов – эти и другие инструменты предлагает студентам Школа инженерного предпринимательства Томского политеха (ТПУ). О подготовке бизнесменов в стенах вуза РИА Томск рассказал руководитель школы Александр Осадченко.
Ранее сообщалось, что Школа инженерного предпринимательства работает в ТПУ как центр предпринимательской экосистемы и хаб инноваций. Ее мотивационные и акселерационные программы по технологическому и социальному предпринимательству реализуются в партнерстве с ведущими вузами и инновационной инфраструктурой России и мира.
В сентябре 2019 года директором Школы был назначен Александр Осадченко. С 2017 года он возглавлял департамент по инновационной деятельности администрации Томской области, до этого работал начальником управления особой экономической зоны "Томск" по взаимодействию с резидентами.
Воспитание предприимчивости
– Александр Александрович, многие вузы так или иначе развивают студенческое технологическое предпринимательство. Что предлагает Школа технологического предпринимательства ТПУ?
– Давайте вспомним, что ТПУ стал одним из первых вузов в России, инвестировавшим в развитие этого направления – здесь было создано первое малое инновационное предприятие с участием университета в уставном капитале. Остальные вузы только присматривались к этой теме, и чуть позже начали эту работу.
Сегодня наша Школа технологического предпринимательства – структура с большим именем, с разными эволюционировавшими системами вовлечения студентов в бизнес. Для меня огромная честь работать здесь и создавать условия для развития студенческих стартапов. При этом в Школе уже работает огромный набор инструментов....Пару дней назад я разговаривал по телефону с потенциальным абитуриентом. Одиннадцатиклассник из Железногорска, хочет поступать в ТПУ, много слышал про Школу инженерного предпринимательства. Мы с ним выяснили, что вопрос "Кем я буду работать через пять лет?" уже не актуален. Важно понять "Над чем я буду работать и чего я добьюсь через пять лет?".
В современных условиях запись в трудовой книжке не имеет такого значения, как содержание амбиций конкретного человека. И все то, что делается в Школе инженерного предпринимательства, – это попытка помочь студенту понять, чего он может добиться.
Некоторое время назад Школа технологического предпринимательства ввела курс "Предприимчивость" для всех студентов ТПУ. Мы пытаемся объяснить преимущества траектории индивидуального развития и мотивируем студентов.
А самый финал случается во время защиты выпускной квалификационной работы. В этом году Школа стала, наверное, первой в России по такому количеству защит выпускных квалификационных работ в виде стартапов. Я считаю, это очень важный шаг в развитии студенческого технологического предпринимательства – когда защищается не какой-то комплект документов, сброшюрованный и составленный по ГОСТУ, а конкретный бизнес-проект.
При этом в комиссии, помимо преподавателей, есть успешные бизнесмены, которые пришли оценивать не студенческие работы, а именно стартапы.
– Вы лично разговариваете со всеми абитуриентами, которые обращаются в Школу инженерного предпринимательства?
– Сейчас – да. Не знаю, буду ли успевать делать это дальше. Но для меня сейчас важно разобраться в мотивации поступающих ребят. Я пытаюсь понять, как сегодняшний одиннадцатиклассник выбирает свою жизнь.
Новое поколение точно отдает себе отчет, что выбирает не столько профессию, сколько набор базовых компетенций. И для него важна гибкость образовательного процесса.Поэтому вся трансформация вузовской системы, связанная с индивидуальной траекторией обучения, с возможностью Life Long Learning (обучение в течение всей жизни), – это конструктор, с помощью которого новое поколение собирает свои компетенции.
Стартап с бюджетом
– Какого рода бизнес-проекты представили ваши студенты на последней защите?
– Часть проектов имеет конкретных заказчиков. Например, это проекты для нефтяных компаний с предложением неких инноваций в производстве. Это упаковка, брендирование и разработка технологического цикла для соусов для некоторых томских пищевых компаний и другие проекты.
Сегодня мы сконцентрировались на том, чтобы привлечь к проектам не только томских партнеров, но и крупные компании, которые владеют топовыми технологиями. Это Nike, PepsiCo, Lamoda, Wildberries. Компании зачастую не воспринимают всерьез выпускника, который защитил комплект документов, им нужен выпускник-стартапер.
Но важно не просто привлечь внимание новых партнеров, но и сформировать систему развития стартапа. Много лет назад была гипотеза в развитии предпринимательских экосистем о том, что стартап надо инкубировать, чтобы ему жилось легче. Создавались бизнес-инкубаторы, особые тепличные условия и тому подобное.
В этой гипотезе есть очень много правильного – все, что касается поддержки и помощи стартапу. Но есть также сильно влияющая на дальнейшую жизнь ошибка – в замкнутых системах ничего жизнеспособного не вырастает. Поэтому мы отходим от идеологии инкубирования и открываем двери во внешнюю среду.
Бизнес open air
– Какие конкретные проекты будут открыты?
– То, что раньше называлось бизнес-инкубатором ТПУ, мы переформатируем в пространство для создания общих сервисов.
Новое пространство называется "Б-51": здесь будут пересекаться в одном месте и в одно время разработчики-студенты, потенциальные заказчики, специалисты, которые могут оказать сервисные услуги, то есть поддержку.
Название "Б-51", потому что пространство находится по адресу: Белинского, 51. Пространство работает, но еще не имеет финальных очертаний. Сейчас мы работаем над привлечением заинтересованных участников.Мы сознательно проектируем это место таким, чтобы там могли встречаться студенты разных вузов, уровней подготовки и специальностей. Это могут быть даже школьники и остальные томичи. Открытость и привлечение внешних игроков – ключевой момент.
– Какие сервисы планируются или уже существуют в "Б-51" сегодня?
– Сервис №1 – это университетская "Точка кипения", как коворкинговое пространство для проведения мероприятий.
Второй проект: дорабатываем систему, которая собирает цифровой след всех тех людей, которые посетили "Точку кипения" и в целом "Б-51". Это важно, потому что мы хотим провести серию экспериментов в формате больших данных и понять, кто же такой современный предприниматель и что надо делать, чтобы стать предпринимателем.
Этот проект не имеет своего логического завершения, то есть исследовать цифровой след мы будем постоянно. Специфика работы со студенческим предпринимательством в том, что каждый год приходят новые студенты, и не факт, что гипотезы прошлого года будут работать для них без сбоев.
На этой неделе мы запускаем в "Б-51" FabLab– общеуниверситетский сервис, по сути, большую мастерскую. Мы закупили и смонтировали дорогостоящее оборудование, которым смогут пользоваться студенты всех вузов Томска.
Считаем, что важно не замыкаться на свою политеховскую экосистему. Потому что именно в тот момент, когда в мастерскую ТПУ придет студент ТГУ или ТУСУР, может родиться интересный проект. Сейчас время такое – на рынке нет места одиночкам. Если ты не в кооперации, то ты проигрываешь.
Также в "Б-51" есть "Фабрика процессов" – лаборатория бережливого производства. На современном рынке большая часть цен находится на границе своей себестоимости, потому что очень высокая конкуренция. Для успеха нужно задуматься о производительности своего труда. Компании решают, на чем можно сэкономить. Мы рассказываем, как это сделать правильно.
Нейротехнологии в помощь
– Ранее сообщалось, что Школа технологического предпринимательства проведет исследование в области цифрового маркетинга с экспертами одной из ведущих российских продуктовых розничных компаний X5 Retail Group. Расскажите подробнее.
– Современное предпринимательство без применения цифровых технологий невозможно вообще. У нас в Школе работает уже второй год магистерская программа "Цифровой маркетинг" – она строится на конкретных кейсах конкретных заказчиков.
Цифровой маркетинг – это умение работать в онлайне. Это не только страничка в Instagram, не только SMM, большие данные, понимание интересов потребителей, контент-реклама и так далее.
С X5 Retail Group ТПУ планирует проект "Нейромаркетинг". Мы не пионеры в этой области, но ТПУ будет одним из первых использовать нейротехнологии в образовательных целях.
Проект заключается в изучении когнитивных изменений человека в маркетинге. Задачи могут быть разные, от банального замера новогоднего настроения у покупателей и до сложных прагматических исследований.
Сейчас мы формируем научный коллектив для проекта, а также группу, которая внесет эту технологию в образовательный процесс, выбираем, какие конкретные кейсы будем решать. Планируется, что результатом станут новые стартапы на защите в следующем году.
Нейротехнологии – это наиболее передовая часть цифрового маркетинга, поэтому нам важно максимально быстро и полно дать этот инструмент нашим студентам.