Междисциплинарные магистерские программы "Гуманитарная информатика" (философия) и "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках" – одни из самых современных в Томском госуниверситете (ТГУ). Магистранты изучают влияние цифрового мира на мир людей и трансформацию общества в связи с появлением цифровых возможностей. Подробности – в материале РИА Томск.
История программ
Магистерские программы "Гуманитарная информатика" (философия) и "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках" – результат трансформации экспериментальной программы "Гуманитарная информатика", разработанной в 2003 году для студентов гуманитарных факультетов, которые хотели профессионально использовать различные цифровые инструменты.
Обе магистерские программы являются самостоятельными и обеспечивают выпускникам собственные наборы профессиональных навыков и компетенций. Однако в соответствии с тематикой они взаимно дополняют друг друга.
"Я бы назвала эти две магистерские программы взаимопроникающими. Магистранты, обучаясь на одной программе, могут свободно посещать занятия, которые проводятся в рамках другой программы. Некоторые курсы для двух программ общие", – поясняет руководитель программ Надежда Зильберман.
Компетенции
Магистерские программы "Гуманитарная информатика" (философия) и "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках" являются междисциплинарными и доступны бакалаврам самого широкого профиля – как гуманитариям, которые хотят освоить виртуальные инструменты для исследований, так и "технарям", в частности выпускникам факультетов прикладной математики, кибернетики и смежных специальностей.
При этом программа "Гуманитарная информатика" формально привязана к направлению "философия", а программа "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках" – к направлению "прикладная информатика". Этот факт во многом определяет выбор программ со стороны бакалавров – на первую чаще идут выпускники гуманитарных факультетов, на вторую – "технари"."При этом никакой жесткой предопределенности при выборе магистрантов по программам нет. Обучение на любой из них может проходить выпускник бакалавриата любого факультета. Важно пройти вступительные испытания и подтвердить готовность осваивать новые знания", – подчеркивает Зильберман.
В ходе обучения у магистрантов есть обязательный набор курсов (около половины от общего объема учебной нагрузки) и курсы по выбору, которые магистранты назначают себе сами (в их число входят и МООК-курсы).
"Первое, на что мы делаем упор на обеих программах, – на развитие soft и selfskills. Hardskills устаревают очень быстро, в то время как навыки получения, обработки и усвоения информации, умения самостоятельно развиваться, общаться в команде и так далее остаются актуальными всегда. Наша задача – научить ребят выживать и адаптироваться в мире, в котором специальности меняются каждые три-пять лет", – поясняет Зильберман.
Магистранты программы "Гуманитарная информатика" получают навыки визуализации контента независимо от сферы – научного, технического, бизнес-контента. В рамках программы магистранты учатся создавать качественные презентации, инфографику, лендинги, сайты и производить видеоконтент.
Кроме того, обучающиеся получают компетенции аналитика, овладевая методами статистики, контент-анализа, семиотического анализа различных медиа, аналитики социальных сетей, данных в образовании и других. А базовый предмет – философия, в большей степени сфокусированная на осмыслении нового общества, технологий и, конечно, человека, обеспечивает широту взгляда и навыки критического мышления.
Потенциальные возможности для трудоустройства очень широкие – от директора библиотеки до телеведущего, скрам-мастера, дизайнера массовых онлайн-курсов, разработчика концептов VR, UX/UI-дизайнера, безусловно, исследователя, и других специальностей, тесно связанных с коммуникацией с людьми, технологиями и аналитической работой.
Основные навыки, которые получают выпускники программы "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках" – UX/UI-дизайн (опыт создания интерфейсов "с человеческим лицом").
"Здесь для нас главное – понять, как выстроить опыт пользователя в его взаимодействии с цифровым продуктом. Соответственно, в этой программе много психологии, результатов когнитивных исследований и обобщенного опыта наук о человеке применительно к цифровым пространствам", – поясняет Надежда.При этом обучающиеся получают прикладные навыки разработки интерфейсов от прототипирования до вывода на рынок, а также навыки презентации продукта широкой публике. Выпускники смогут работать UX/UI-дизайнерами, веб-дизайнерами, фронтенд-разработчиками.
Язык обучения
Обе магистерские программы преподаются на русском языке. Обязательных курсов на иностранных языках нет, однако программа предполагает изучение материалов на английском языке и чтение англоязычной академической литературы.
Вступительные испытания
Претенденты на поступление на программу "Гуманитарная информатика" должны пройти вступительные испытания. Это собеседования, состоящие из двух частей. В рамках первой части собеседования преподаватели проверяют способности поступающих осмыслить современную технологическую реальность и ее влияние на социум.
"Это такой момент размышления и рефлексии – поступающий должен продемонстрировать способность оценить влияние современных цифровых технологий на жизнь людей. А если к этому подводится еще и некая философская база, тогда это вообще прекрасно", – говорит Надежда.
Вторая часть собеседования – мотивационная. В ходе беседы с абитуриентами преподаватели выясняют причины поступления, определяют, какие навыки, знания и умения поступающий хотел бы получить. В рамках этой части собеседования выявляются ожидания относительно образовательной траектории магистранта.
Для поступления на программу "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках" необходимо также пройти два испытания – тест, оценивающий базовые навыки абитуриента по работе с программным обеспечением и базами данных, и мотивационное собеседование.
К числу обязательных навыков для поступающих относятся, в частности, навыки проведения научных исследований и написания научных статей.
Академические vs прикладные навыки
Магистерская программа "Гуманитарная информатика" является скорее академической. Она формирует исследовательские компетенции, навыки научного поиска и систематизации. Результатом обучения, как правило, является научное исследование, даже проведенное в рамках прикладного проекта.
В свою очередь программа "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках" является скорее прикладной – магистранты в ходе процесса обучения получают навыки создания конкретного продукта.География магистрантов
Программа "Гуманитарная информатика" принимает на бюджетные места (бесплатное обучение) 9 человек, программа "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках" – 10 магистрантов. По статистике, до конца обучения доходят порядка 70% обучающихся.
География магистрантов: Россия и страны ближнего зарубежья.
Преподаватели
Поскольку обе магистерские программы являются автономными, преподавательский состав не замыкается на сотрудниках ТГУ.
"Мы обладаем достаточной свободой выбора преподавателей. У нас есть преподаватели из других университетов Томска, также Москвы, которые ведут полноценные курсы. При этом мы привлекаем специалистов-практиков из действующих компаний на проведение модулей курсов, отдельных мастер-классов и практикумов", – поясняет Надежда Зильберман.
Партнеры магистерских программ
По словам руководителя магистратуры, организаторы не заключают долгосрочных договоров с компаниями-заказчиками на подготовку кадров. Партнерские отношения выстраиваются в зависимости от потребностей самих магистрантов.
Так, для реализации пожелания магистрантки, которая хотела заниматься нейротехнологиями, был заключен договор с московской компанией "Нейронет", куда она отправилась на практику. Другой магистрант стремился освоить социальную робототехнику и в итоге отправился на практику в столичную компанию "Нейроботикс".
"Выстраивать партнерские отношения в зависимости от потребностей магистрантов удобнее и нам, и бизнесу. Не каждая компания готова регулярно принимать по 5-10 человек на практику. А для ребят это индивидуализированный опыт. Нам такой вариант взаимодействия с компаниями кажется более эффективным", – утверждает специалист.
* * *
"Наша отличительная черта в том, что мы берем нестандартную тематику. Мы занимаемся социальной робототехникой и вопросами, как социум относится к роботам. Мы исследуем форматы цифрового бессмертия и как меняется структура смерти в современном мире. Мы говорим об искусственном интеллекте и обсуждаем, захватят мир машины или нет. Мы исследуем виртуальную реальность, задаваясь вопросом, насколько реален мир и не живем ли мы в матрице? В общем, у нас интересно", – подытожила Надежда Зильберман.