Междисциплинарные
магистерские программы "Гуманитарная информатика"
(философия) и "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках" –
одни из самых современных в Томском госуниверситете (ТГУ). Магистранты изучают
влияние цифрового мира на мир людей и трансформацию общества в связи с
появлением цифровых возможностей. Подробности – в материале РИА Томск.
История программ
Магистерские
программы "Гуманитарная информатика" (философия) и "Цифровые
технологии в социогуманитарных практиках" – результат трансформации
экспериментальной программы "Гуманитарная информатика", разработанной
в 2003 году для студентов гуманитарных факультетов, которые хотели
профессионально использовать различные цифровые инструменты.
Обе магистерские
программы являются самостоятельными и обеспечивают выпускникам собственные
наборы профессиональных навыков и компетенций. Однако в соответствии с
тематикой они взаимно дополняют друг друга.
"Я бы
назвала эти две магистерские программы взаимопроникающими. Магистранты,
обучаясь на одной программе, могут свободно посещать занятия, которые проводятся
в рамках другой программы. Некоторые курсы для двух программ общие", – поясняет руководитель программ Надежда Зильберман.
Компетенции
Магистерские
программы "Гуманитарная информатика" (философия) и "Цифровые
технологии в социогуманитарных практиках" являются междисциплинарными и
доступны бакалаврам самого широкого профиля – как гуманитариям, которые хотят
освоить виртуальные инструменты для исследований, так и "технарям", в
частности выпускникам факультетов прикладной математики, кибернетики и смежных
специальностей.
© РИА Томск. Павел Стефанский
При этом
программа "Гуманитарная информатика" формально привязана к
направлению "философия", а программа "Цифровые технологии в
социогуманитарных практиках" – к направлению "прикладная
информатика". Этот факт во многом определяет выбор программ со стороны
бакалавров – на первую чаще идут выпускники гуманитарных факультетов, на вторую
– "технари".
"При этом
никакой жесткой предопределенности при выборе магистрантов по программам нет.
Обучение на любой из них может проходить выпускник бакалавриата любого
факультета. Важно пройти вступительные испытания и подтвердить готовность
осваивать новые знания", – подчеркивает Зильберман.
В ходе обучения у
магистрантов есть обязательный набор курсов (около половины от общего объема
учебной нагрузки) и курсы по выбору, которые магистранты назначают себе сами (в
их число входят и МООК-курсы).
"Первое, на
что мы делаем упор на обеих программах, – на развитие soft и selfskills. Hardskills устаревают очень быстро, в то время как навыки получения, обработки и
усвоения информации, умения самостоятельно развиваться, общаться в команде и
так далее остаются актуальными всегда. Наша задача – научить ребят выживать и
адаптироваться в мире, в котором специальности меняются каждые три-пять
лет", – поясняет Зильберман.
Магистранты
программы "Гуманитарная информатика" получают навыки визуализации
контента независимо от сферы – научного, технического, бизнес-контента. В
рамках программы магистранты учатся создавать качественные презентации,
инфографику, лендинги, сайты и производить видеоконтент.
Кроме того, обучающиеся получают компетенции аналитика, овладевая методами статистики, контент-анализа,
семиотического анализа различных медиа, аналитики социальных сетей, данных в
образовании и других. А базовый предмет – философия, в большей степени
сфокусированная на осмыслении нового общества, технологий и, конечно, человека,
обеспечивает широту взгляда и навыки критического мышления.
Потенциальные
возможности для трудоустройства очень широкие – от директора библиотеки до
телеведущего, скрам-мастера, дизайнера массовых онлайн-курсов, разработчика
концептов VR, UX/UI-дизайнера, безусловно, исследователя, и других специальностей, тесно
связанных с коммуникацией с людьми, технологиями и аналитической работой.
Основные навыки,
которые получают выпускники программы "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках" – UX/UI-дизайн (опыт создания интерфейсов "с человеческим лицом").
© РИА Томск. Павел Стефанский
"Здесь для
нас главное – понять, как выстроить опыт пользователя в его взаимодействии с
цифровым продуктом. Соответственно, в этой программе много психологии,
результатов когнитивных исследований и обобщенного опыта наук о человеке
применительно к цифровым пространствам", – поясняет Надежда.
При этом
обучающиеся получают прикладные навыки разработки интерфейсов от
прототипирования до вывода на рынок, а также навыки презентации продукта
широкой публике. Выпускники смогут работать UX/UI-дизайнерами, веб-дизайнерами, фронтенд-разработчиками.
Язык обучения
Обе магистерские
программы преподаются на русском языке. Обязательных курсов на иностранных
языках нет, однако программа предполагает изучение материалов на английском
языке и чтение англоязычной академической литературы.
Вступительные
испытания
Претенденты на
поступление на программу "Гуманитарная информатика" должны пройти
вступительные испытания. Это собеседования, состоящие из двух частей. В рамках
первой части собеседования преподаватели проверяют способности поступающих
осмыслить современную технологическую реальность и ее влияние на социум.
"Это такой
момент размышления и рефлексии – поступающий должен продемонстрировать
способность оценить влияние современных цифровых технологий на жизнь людей. А
если к этому подводится еще и некая философская база, тогда это вообще
прекрасно", – говорит Надежда.
Вторая часть
собеседования – мотивационная. В ходе беседы с абитуриентами преподаватели
выясняют причины поступления, определяют, какие навыки, знания и умения
поступающий хотел бы получить. В рамках этой части собеседования выявляются
ожидания относительно образовательной
траектории магистранта.
Для поступления
на программу "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках"
необходимо также пройти два испытания – тест, оценивающий базовые навыки
абитуриента по работе с программным обеспечением и базами данных, и
мотивационное собеседование.
К числу
обязательных навыков для поступающих относятся, в частности, навыки проведения
научных исследований и написания научных статей.
Академические vs прикладные навыки
Магистерская
программа "Гуманитарная информатика" является скорее академической.
Она формирует исследовательские компетенции, навыки научного поиска и
систематизации. Результатом обучения, как правило, является научное
исследование, даже проведенное в рамках прикладного проекта.
© РИА Томск. Павел Стефанский
В свою очередь
программа "Цифровые технологии в социогуманитарных практиках"
является скорее прикладной – магистранты в ходе процесса обучения получают
навыки создания конкретного продукта.
География
магистрантов
Программа
"Гуманитарная информатика" принимает на бюджетные места (бесплатное обучение) 9 человек, программа "Цифровые технологии в социогуманитарных
практиках" – 10 магистрантов. По статистике, до конца обучения доходят
порядка 70% обучающихся.
География
магистрантов: Россия и страны ближнего зарубежья.
Преподаватели
Поскольку обе
магистерские программы являются автономными, преподавательский состав не
замыкается на сотрудниках ТГУ.
"Мы обладаем
достаточной свободой выбора преподавателей. У нас есть преподаватели из других
университетов Томска, также Москвы, которые ведут полноценные курсы. При этом
мы привлекаем специалистов-практиков из действующих компаний на проведение
модулей курсов, отдельных мастер-классов
и практикумов", – поясняет Надежда Зильберман.
Партнеры
магистерских программ
По словам
руководителя магистратуры, организаторы не заключают долгосрочных договоров с
компаниями-заказчиками на подготовку кадров. Партнерские отношения
выстраиваются в зависимости от потребностей самих магистрантов.
Так, для
реализации пожелания магистрантки, которая хотела заниматься нейротехнологиями, был заключен договор с московской компанией "Нейронет", куда она
отправилась на практику. Другой магистрант стремился освоить социальную робототехнику
и в итоге отправился на практику в столичную компанию "Нейроботикс".
"Выстраивать
партнерские отношения в зависимости от потребностей магистрантов удобнее и нам, и бизнесу. Не каждая компания готова регулярно принимать по 5-10 человек на
практику. А для ребят это индивидуализированный опыт. Нам такой вариант
взаимодействия с компаниями кажется более эффективным", – утверждает специалист.
* * *
"Наша
отличительная черта в том, что мы берем нестандартную тематику. Мы занимаемся
социальной робототехникой и вопросами, как социум относится к роботам. Мы
исследуем форматы цифрового бессмертия и как меняется структура смерти в
современном мире. Мы говорим об искусственном интеллекте и обсуждаем, захватят мир машины или нет. Мы исследуем
виртуальную реальность, задаваясь вопросом, насколько реален мир и не живем ли мы
в матрице? В общем, у нас интересно", – подытожила Надежда Зильберман.