ТОМСК, 20 ноя – РИА Томск. Томский государственный университет (ТГУ) объединил на своей площадке в рамках всероссийского интенсива "Архипелаг 20.35" стартапы в сфере образования; среди разработок команд – сервис, автоматизирующий выпуск аудиокниг для незрячих людей, и чат-бот для библиотек. Подробности – в обзоре РИА Томск.
Ранее сообщалось, что "Архипелаг 20.35" – образовательный интенсив, нацеленный на увеличение в РФ числа команд и стартапов, реализующих проекты с применением новых технологий. Главный организатор проекта – "Университет 20.35", площадки для его проведения организованы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Иннополисе, Новосибирске, Томске. Оператором мероприятия в Томске является ТГУ. В онлайн-интенсиве, который начался на базе вуза 7 ноября, принимают участие более 200 студентов и сотрудников университета.
Механика процесса
Как сообщается на сайте вуза в пятницу, работа над новыми образовательными продуктами с использованием искусственного интеллекта идет в 15 лабораториях, организованных ТГУ и его промпартнерами.
"Мы попытались собрать на своей площадке практически все активные или относительно активные российские команды, которые занимаются развитием технологии искусственного интеллекта в области образования", – цитируется в сообщении проректор ТГУ по цифровой трансформации Олег Змеев.
По его словам, в рамках "Архипелага" – в процессе работы в лабораториях, в ходе лекций, мастер-классов, акселерационных мероприятий – команды добирают те компетенции, которых им не хватает, чтобы создавать жизнеспособные продукты. В идеале в финале у команд должны получиться стартапы либо должна быть сгенерирована идея, перспективная с точки зрения внедрения и коммерциализации.
При организации лабораторий ТГУ учитывал разницу в уровне обучающихся. Например, для гуманитариев, которые хотят войти в IT-сферу и создавать свои проекты с применением ИИ, была организована лаборатория "Первые шаги в ИИ".
У участников более продвинутого уровня самыми востребованными оказались лаборатории "ИИ прогнозирования когнитивных способностей обучающихся на основе анализа цифровых следов" и "Инструменты сбора и анализа данных цифрового следа обучающихся", их посетили около 450 человек.
"В настоящее время работа над проектами вышла на стадию питч-сессий с экспертами, которые оценивают оригинальность стартапов, причем не с точки зрения применимости к внедрению в отдельно взятом университете, а с точки зрения коммерциализации продукта, его маржинальности на рынке", – цитируется на сайте советник при ректорате ТГУ Константин Беляков, курирующий акселерационную часть трека.
"Читающий" искусственный интеллект
Среди проектов, уже обративших на себя внимание экспертов, – сервис автоматизированного выпуска аудиокниг с использованием синтезаторов речи и учетом индивидуальных предпочтений читателя. По информации пресс-службы ТГУ, над ним работает команда вуза в связке с издательством "Директ-Медиа".
"Проект рассчитан на потребности незрячих людей, но имеет хорошие перспективы выхода на большой рынок", – говорится в сообщении.
Помимо этого интерес экспертов вызвал чат-бот для библиотек, по запросу читателя подбирающий книги и предлагающий источники, где их можно прочесть бесплатно, скачать либо купить.
Проекты, признанные экспертами трека лучшими, выйдут в финальную стадию "Архипелага" и будут представлены на суд жюри в Москве.
Университетская фабрика
Как отметил Беляков, площадка в Томске предложила свое видение развития поддержки результатов "Архипелага". В настоящее время разрабатывается модель поддержки проектов с проработанными гипотезами продуктов, идет формирование комиссии экспертного сообщества венчурного инвестирования с возможностью соинвестирования в отобранные проекты, в том числе со стороны ТГУ.
"Эта модель уже отработана на основе работы венчурного фонда ТГУ и будет отличным продолжением акселерационной программы "Архипелаг 20.35". Не исключено, что опыт Томска станет примером для использования на других "Островах 20.35", – отмечается на сайте.
По мнению Змеева, "Ахипелаг 20.35" – площадка, где можно достаточно эффективно "прокачать" свои навыки, добрать недостающие компетенции."Для ТГУ это часть политики по работе на рынке EduNet. У нас уже есть порядка 10 команд, успешно использующих ИИ и другие сквозные технологии в образовании и развитии. Желательно, чтобы их было около ста, чтобы этот процесс формирования команд, отбора инициатив, проверки гипотез, превращение гипотез в продукт в университете шел непрерывно", – добавляет проректор ТГУ по цифровой трансформации.
Он подчеркивает, что ТГУ нацелен на создание фабрики генерации такого рода стартапов, в которой команда проходит через университет – начиная от идеи и заканчивая созданием малого инновационного предприятия.