ТОМСК, 20 ноя – РИА Томск. Томский государственный университет (ТГУ) объединил на своей площадке в рамках
всероссийского интенсива "Архипелаг 20.35" стартапы в сфере образования; среди
разработок команд – сервис, автоматизирующий выпуск аудиокниг для незрячих людей, и чат-бот для библиотек. Подробности – в обзоре РИА Томск.
Ранее сообщалось, что "Архипелаг 20.35" –
образовательный интенсив, нацеленный на увеличение в РФ числа команд и
стартапов, реализующих проекты с применением новых технологий. Главный
организатор проекта – "Университет 20.35", площадки для его
проведения организованы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Иннополисе,
Новосибирске, Томске. Оператором мероприятия в Томске является ТГУ. В
онлайн-интенсиве, который начался на базе вуза 7 ноября, принимают участие
более 200 студентов и сотрудников университета.
Механика процесса
Как сообщается на сайте вуза в пятницу, работа над новыми
образовательными продуктами с использованием искусственного интеллекта идет
в 15 лабораториях, организованных ТГУ и его промпартнерами.
"Мы попытались собрать на своей площадке практически все
активные или относительно активные российские команды, которые занимаются
развитием технологии искусственного интеллекта в области образования", – цитируется в сообщении проректор ТГУ по цифровой трансформации Олег Змеев.
© предоставлено пресс-службой ТГУОлег Змеев, проректор по информатизации ТГУ
По его словам, в рамках "Архипелага" – в процессе работы в
лабораториях, в ходе лекций, мастер-классов, акселерационных мероприятий – команды
добирают те компетенции, которых им не хватает, чтобы создавать жизнеспособные
продукты. В идеале в финале у команд должны получиться стартапы либо должна
быть сгенерирована идея, перспективная с точки зрения внедрения и
коммерциализации.
При организации лабораторий ТГУ учитывал разницу в уровне
обучающихся. Например, для гуманитариев, которые хотят войти в IT-сферу и
создавать свои проекты с применением ИИ, была организована лаборатория "Первые
шаги в ИИ".
У участников более продвинутого уровня самыми
востребованными оказались лаборатории "ИИ прогнозирования когнитивных
способностей обучающихся на основе анализа цифровых следов" и "Инструменты
сбора и анализа данных цифрового следа обучающихся", их посетили около 450
человек.
"В настоящее время работа над проектами вышла на стадию
питч-сессий с экспертами, которые оценивают оригинальность стартапов, причем не с точки зрения применимости к внедрению в отдельно взятом университете, а с
точки зрения коммерциализации продукта, его маржинальности на рынке", – цитируется на сайте советник при ректорате ТГУ Константин Беляков, курирующий
акселерационную часть трека.
© РИА Томск. Павел СтефанскийКонстантин Беляков
"Читающий" искусственный
интеллект
Среди проектов, уже обративших на себя внимание экспертов, –
сервис автоматизированного выпуска аудиокниг с использованием
синтезаторов речи и учетом индивидуальных предпочтений читателя. По информации
пресс-службы ТГУ, над ним работает команда вуза в связке с издательством "Директ-Медиа".
"Проект рассчитан на потребности незрячих людей, но имеет
хорошие перспективы выхода на большой рынок", – говорится в сообщении.
Помимо этого интерес экспертов вызвал чат-бот для
библиотек, по запросу читателя подбирающий книги и предлагающий источники, где
их можно прочесть бесплатно, скачать либо купить.
Проекты, признанные экспертами трека лучшими, выйдут в
финальную стадию "Архипелага" и будут представлены на суд жюри в Москве.
© с сайта ТГУРуководителя команды проекта "Чат-бот Большой библиотеки" Андрей Кузьмин
Университетская
фабрика
Как отметил Беляков, площадка в Томске предложила свое
видение развития поддержки результатов "Архипелага". В настоящее время
разрабатывается модель поддержки проектов с проработанными гипотезами
продуктов, идет формирование комиссии экспертного сообщества венчурного
инвестирования с возможностью соинвестирования в отобранные проекты, в том
числе со стороны ТГУ.
"Эта модель уже отработана на основе работы венчурного
фонда ТГУ и
будет отличным продолжением акселерационной программы "Архипелаг 20.35". Не
исключено, что опыт Томска станет примером для использования на других "Островах 20.35", – отмечается на сайте.
© Алена Кардаш
По мнению Змеева, "Ахипелаг 20.35" – площадка, где можно
достаточно эффективно "прокачать" свои навыки, добрать недостающие компетенции.
"Для ТГУ это часть политики по работе на рынке EduNet.
У нас уже есть порядка 10 команд, успешно использующих ИИ и другие сквозные
технологии в образовании и развитии. Желательно, чтобы их было около ста, чтобы
этот процесс формирования команд, отбора инициатив, проверки гипотез,
превращение гипотез в продукт в университете шел непрерывно", – добавляет проректор
ТГУ по цифровой трансформации.
Он подчеркивает, что ТГУ нацелен на создание фабрики
генерации такого рода стартапов, в которой команда проходит через университет –
начиная от идеи и заканчивая созданием малого инновационного предприятия.