ТОМСК, 15 окт – РИА Томск, Александр Мазуров. Томский Музей истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря озвучивает недавно обнаруженные в областном архиве автобиографии насельниц; планируется, что посетители смогут услышать их рассказы от первого лица уже в ноябре 2023 года, сообщил РИА Томск один из создателей музея священник Евгений Маслич.
Ранее сообщалось, что музей, посвященный истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря, утраченного в 1920-е годы, открылся в приходе храма святителя Феодосия Черниговского (улица Студгородок, 4) в 2022 году. На открытии прошла презентация 3D-реконструкции архитектурного ансамбля монастыря. Проект "Женский монастырь в Томске: погружение в реальность" в 2021 году получил президентский грант в размере 2,6 миллиона рублей.
"В настоящее время команда проекта работает над обновлением экспозиции. Для того чтобы она стала более интерактивной, современной и интересной, мы решили включить в ее состав аудиогиды с автобиографиями монашествующих, воспоминаниями одной из воспитанниц монастырской школы, протоколами допросов монахинь, которые были осуждены в 1937 году по печально известной 58-й статье", – рассказал собеседник агентства.
От первого лица
Идея обновления проекта заключается в том, чтобы насельницы (проживавшие в монастыре) рассказали свои истории от первого лица: в настоящий момент их автобиографии озвучивает актриса одного из томских театров. Новые элементы экспозиции будут представлять собой фигурки из пенокартона с наклеенными на них фотографиями и QR-кодами.
"Несколько автобиографий монашествующих мы обнаружили прошедшим летом в областном архиве в заявлениях монашествующих о восстановлении их в избирательных правах. Данные документы говорят о том, что во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов, многие насельницы томского женского монастыря были лишены избирательных прав как представители духовенства", – рассказал Маслич.
"Многие работали, причем официально, в швейных артелях и других кустарных производствах. Статус же "лишенца" влек за собой увольнение с работы... полную потерю и без того скудного дохода. Нас удивило, что монашествующие боролись за свои права, пытались вернуть себе статус рядовых граждан. В их делах сохранились по два, а то и три заявления с просьбой о восстановлении в правах", – сказал священник.
"Прошу избирательную комиссию…"
После прихода к власти большевиков в 1917 году бывших "эксплуататоров" лишали избирательных прав. Помимо торговцев и использующих наемный труд, с репрессиями сталкивались и представители духовенства. Лишение прав служителей религиозного культа, к которым нередко относили бывших насельниц, приводило к увольнениям с работы, прекращению выплат пенсий и пособий, конфискации имущества.
Евгений Маслич поделился несколькими историями лишенных избирательных прав насельниц Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
Мария Сергеева:
"Меня зовут Сергеева Мария Ивановна. Я родилась в 1887 году в селе Николаевка Чебулинской волости Мариинского уезда Томской губернии. По рождению крестьянка. В настоящее время проживаю в городе Томске на улице Красного Пожарника.
Я – девица одинокая, неимущая, занимаюсь стежкой одеял и добываю средства к существованию трудами своих рук. В женский монастырь поступила в 1912 году, 25 лет от роду. Состояла при Доме трудолюбия, научилась грамоте.
В монастыре тогда проживало до двухсот человек, из них монахинь было человек 30-40. А мы были простые работницы – как члены трудовой артели, только на религиозных началах.
По приходе Советской власти нас реорганизовали в первую трудовую женскую артель и мобилизовали на пошивку одежды для производства. За это снабжали предметами питания.
Я работала в артели до 21-го года, а потом уехала на родину в Николаевку. Но опять вернулась в город: в деревне-то жизнь бедная, и работы нет <…> Имущества у меня никакого нет, торговлей не занималась и монахиней не была. Но в 29-м году меня лишили избирательных прав, непонятно, за что.
<…>
Но жить в монастыре – далеко еще не значит быть монахиней. Прошу избирательную комиссию восстановить меня в гражданских правах".
По словам священника, в мае 1930 года заявления Сергеевой удовлетворили. После войны, когда в Томске стали вновь открывать церкви, она вошла в состав общины Петропавловского прихода. Ее имя встречается в списке прихожан за 1944 год.
Домна Гостинцева:
"Я, Гостинцева Домна Сафоновна, родилась в 1889 году в деревне Выпазовки Курской губернии, в бедняцкой крестьянской семье. Нас было пятеро ребят, я – старше всех братьев.
В 1890 году с родителями мы приехали в Сибирь. А в 1905 году остались без отца – он умер. Я училась в сельской школе, в селе Яя-Борик Ижморского района Томской губернии.
Ввиду наших недостатков в хозяйстве в 1906 году учительница этой школы устроила меня в женский монастырь в городе Томске. Там я была послушницей, училась живописи и провела всю свою молодость.
В 1919 году я уехала в деревню к братьям. До 1923 года жила у них и работала в хозяйстве.
В 1924 году снова приехала в Томск. Была домашней работницей, стежила одеяла для магазина. В 1926 году меня лишили избирательных прав, так как причислили к лицам духовного звания, и я осталась без работы.
Жить мне не на что, и я прошу восстановить меня в избирательных правах".
Домне Гостинцевой отказали.
"Комиссия посчитала, что она не проявила лояльности к советской власти. В 1931-1936 годах она работала сторожем Воскресенской церкви и была членом церковного совета. В августе 1937 года ее арестовали, а 8 октября расстреляли. Ей было 48 лет. Реабилитировали Домну Гостинцеву в 1965 году", – рассказал Евгений Маслич.
***
Работы над обновлением экспозиции музей планирует завершить к ноябрю 2023 года.
Также к концу года планируется открыть передвижную выставку о томском женском монастыре в лицах. Музей хочет рассказать о судьбах монахинь, их церковной деятельности, трудовой жизни, а также репрессиях, которым они подверглись в годы советской власти.
"Многие сестры в 1920-1930-е годы были лишены прав, кто-то был сослан и даже расстрелян. Но были и те, кто пережил годы испытаний и активно участвовал в возрождении церковной жизни в послевоенное время. Об этих людях мы и хотим рассказать", – пояснил Маслич.
Женский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный в 1876 году в Томске, на рубеже XIX-XX веков был одним из крупнейших в Сибири. Он располагался между современными улицами Студенческой, Учебной, Вершинина и Усова. В 1920 году монастырь был закрыт, в его помещениях разместились детские дома. Позднее часть зданий была разобрана, а на их месте расположились общежития Томского политеха.
Сегодня сохранились семь объектов архитектурного ансамбля монастыря, признанного памятником истории регионального значения.
Создатели музея продолжают реконструировать историю женского монастыря в Томске и просят оказать содействие в поиске историй, фотографий или вещей.