RIATOMSK.RU
+14°C
28 апреля 2025  |  
13:28
  |  
+14°C
10:07  18 декабря 2014 г.

Резников: томская продукция должна быть в каждом крупном проекте в РФ

© РИА Томск. Яков АндреевРезников: томская продукция должна быть в каждом крупном проекте в РФ

ТОМСК, 18 дек – РИА Томск. Результатом выполнения дорожных карт по расширению использования томской продукции станет то, что объемы поставок производителей региона вертикально интегрированным компаниям ТЭК России достигнут к 2017 году 7,8 миллиарда рублей против 1 миллиарда в 2013 году, сообщил в интервью РИА Томск заместитель губернатора по промышленной политике Леонид Резников.

Он также рассказал о будущем томской нефтянки и новых авиарейсах, которые вскоре могут быть запущены из Томска.

Сделано в Томске

– Леонид Михайлович, вопрос импортозамещения сейчас для РФ становится все более актуальным, учитывая геополитическую ситуацию. Томская область подписала дорожные карты по расширению поставок своей продукции с крупнейшими корпорациями России. Что это дает региону?

© пресс-служба администрации Томской области
– Основным итогом проекта губернатора по реализации дорожных карт для томской промышленности является система взаимодействия наших предприятий, научно-образовательного комплекса и подразделений крупных вертикально интегрированных компаний, позволяющая повышать конкурентоспособность томской продукции.

Реализация мероприятий в рамках дорожных карт позволит изменить структуру машиностроительного комплекса Томской области, увеличив долю новой высокотехнологичной продукции.

Дорожная карта, разрабатываемая под каждого конкретного контрагента, служит механизмом адаптации возможностей местных производителей под требования потенциального заказчика. Заказчик четко формулирует достаточно четкое техническое задание, которое является своеобразным "тестом на профпригодность" томской промышленности.

– С кем уже есть такие соглашения, и с какими еще компаниями Томская область планирует подписать подобные документы?

– В 2013 году губернатор Сергей Анатольевич Жвачкин подписал дорожные карты по взаимодействию с ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром нефть", в 2014 году – с ОАО "Интер РАО", ОАО "Россети", ОАО "СИБУР Холдинг". Ведем работу по соглашению с госкорпорацией "Росатом".

– Какие томские предприятия за прошедший год начали производство импортозамещающих товаров?

– Дольше всех мы сотрудничаем в рамках дорожной карты с "Газпромом", и уже есть определенные результаты. Томские организации в 2013-2014 годах по техническому заданию "Газпрома" разработали ряд импортозамещающих изделий.

В частности, ОАО "Томский электромеханический завод" создало и начало серийное производство интеллектуальных электроприводов для запорной и запорно-регулирующей трубопроводной арматуры, появились томские регулирующие клапаны.

ЗАО НПФ "Микран" разработало аппаратуру цифровых радиорелейных станций. Причем она уже включена в перечень оборудования и программно-технических средств, рекомендованных к применению на сети связи в "Газпроме". А мощности томского предприятия позволяют закрыть все потребности газового холдинга в этом направлении.

– То есть компании больше интересует "железо" и автоматика?

– Да, так как все оборудование изначально спроектировано для работы в условиях автоматизации технологических процессов. Самое сложное – это производить высокоточную механику на уровне мировых стандартов.

– Леонид Михайлович, а в каких проектах "Газпрома" или других компаний уже используется томская продукция?

– Мне неважно, в каких проектах используется наша продукция. У нас нет задачи максимально войти в один проект – нам хочется, чтобы весь "Газпром" использовал томское оборудование, которые мы в состоянии производить. Чтобы оно было сертифицировано на все уровни проектов. Только тогда мы сможем развернуть объемное массовое конвейерное производство.

В "Газпроме" существует великолепная система сертификации, самая лучшая в стране программа стандартизации. Если у других компаний мы можем видеть большие объемы самых разных наименований и брендов по одному и тому же виду продукции из разных стран, то "Газпром" пошел по другому пути.

Продукция совершенствуется эволюционным путем, и в компании принимают такие проектные решения по аналогам в любом проекте, что можно ставить одинаковое современное типовое оборудование и даже газовые станции где угодно – хоть в условиях Крайнего Севера, хоть на юге.

В проектах "Газпрома", поскольку они длинные по срокам и объемные, однозначно должно присутствовать сертифицированное стандартное оборудование. Это дает возможность тиражировать современную продукцию с одинаково высоким качеством. Поэтому я не говорю, в какой проект мы хотим попасть. Нужно быть везде.

– Вы сказали, что готовится дорожная карта с Росатомом, который является довольно специализированной структурой. Что мы можем предложить для атомной промышленности?

– Атомщиков интересует все, что мы продает остальным: огромное количество приводной продукции, кабельно-проводниковая продукция, автоматика.

И поверьте, что основная масса АЭС, сооружаемых Росатомом, делается по проектам, в которых с точки зрения безопасности должно присутствовать огромное количество стандартных технических решений. Именно поэтому Росатом всегда говорит о типовом проекте электростанций, именно поэтому наши АЭС одни из самых безопасных.

© администрация Томской области, Валерий Доронин
– Возникали ли у томских промышленных предприятий какие-то проблемы с закупкой сырья или электронных компонентов из-за санкций?

– Ощутимых нет.

– Как, на ваш взгляд, отразится ситуация с санкциями на развитии промышленности России и Томской области в частности?

– Считаю, что санкции – стимул к импортозамещению, модернизации экономики, созданию и укреплению российских нефтесервисных компаний. Сам нефтяной комплекс может стать важной сферой инновационного развития. Необходимо эффективнее использовать технологический задел, имеющийся в самой России, по максимальному импортозамещению, что обеспечит наибольшую независимость страны.

Санкции со стороны ЕС в большей степени воздействуют, скорее, на настроение инвесторов, чем на фактическую добычу нефти и газа в России. Учитывая реализацию "Газпромом" крупных проектов на территории Сибири и Алтая, для промышленных предприятий Томской области открываются новые возможности по освоению продукции, увеличению объемов сотрудничества с дочерними организациями компании.

Трудная нефть

– Как обстоят дела у томских недропользователей? С какими результатами по объемам добычи углеводородов предприятия выйдут в 2015 год?

– Ожидаемая добыча в 2014 году составит по нефти 10,8 миллиона тонн, конденсату – 0,44 миллиона тонн, газу – около 5 миллиардов кубических метров. Отставание от уровня добычи прошлого года определилось по всем видам углеводородного сырья: по нефти на 4%, по газу на 3% и по конденсату на 5%. Снижение добычи нефти связано с уменьшением добычи основным недропользователем ОАО "Томскнефть" ВНК. Высокая выработка запасов по данному предприятию и рост обводненности месторождений явились основной причиной снижения добычи.

Согласно предварительным планам компаний, в 2015 году уровень добычи по области превысит 11 миллионов тонн. Прирост добычи ожидаем, в основном, за счет увеличения добычи ОАО "Томскгазпром" и ее стабилизации, ООО "Газпромнефть-Восток".

По газу и конденсату снижение добычи в 2014 году связано с невозможностью перекачки всего попутного газа с Казанского и группы Останинских месторождений "Томскгазпрома". Пропускная способность газопровода Казанское-Мыльджинское ранее была ограничена 0,5 миллиарда кубометров газа.

В 2014 году предприятие закончило строить новый газопровод для транспортировки попутного нефтяного газа с Казанского месторождения на установку комплексной подготовки газа Мыльджинского месторождения производительностью 1 миллиарда кубометров в год. В планах предприятия – обеспечить в 2015 году рост добычи газа на 14% (по сравнению с 2014 годом) и довести уровень добычи до 3,7 миллиарда кубических метров

По основным месторождениям "Томскгазпрома"– Мыльджинскому и Северо-Васюганскому – ввиду снижения пластового давления продолжается снижение отборов газа и, соответственно, конденсата. По прогнозным данным, в 2015 году суммарная добыча газа превысит уровень 2014 года на 10% и составит более 5,5 миллиарда кубических метров, а уровень добычи по конденсату, наоборот, снизится на 10% – до 0,4 миллиона тонн.

– Как продвигается работа по созданию полигона по отработке механизмов добычи трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) нефти? О каких участках идет речь на данном этапе?

– На первом этапе в качестве полигонов рекомендовано Арчинское месторождение, которое принадлежит ООО "Газпромнефть-Восток". Финансирование полигона будет производить преимущественно недропользователь. Также рассматриваем участие в проекте федерального и областного бюджетов.

Размер и формы бюджетных вложений в стадии обсуждения. Готовим предложения по выбору участка на территории нераспределенного фонда недр. На подготовку участка Минприроды РФ финансирует геологоразведочные работы по программе воспроизводства минерально-сырьевой базы на сумму 150 миллионов рублей.

Уже сейчас исполнители говорят о Елейском лицензионном участке как о наиболее перспективном из нераспределенного фонда недр.

– Как вы оцените работу иностранных компаний в сфере добычи нефти в Томской области?

– На территории Томской области с иностранным капиталом по добыче нефти работают ООО "Матюшкинская вертикаль" (дочернее предприятие MOL, Венгрия), ООО "Томскгеонефтегаз", ООО "ЖИАНТ" (совместное предприятие с Казахстаном), группа компаний Imperial Energy ("дочка" индийской ONGC Videsh Ltd), ООО "Стимул – Т" (50% – Oil India, остальное – Швеция, Ирландия).

Большинство предприятий проводят интенсивно геологоразведочные работы, направленные на увеличение ресурсной базы. Геологоразведочные работы проводит ООО "СВЕПКО", которое принадлежит немецким фирмам.

– На сколько за последние годы увеличили долю в добыче нефти в регионе малые недропользователи? Оправдалась ли ставка на них?

– До последнего времени наблюдался постоянный рост добычи у малых недропользователей, и часть из них перешла из этой категории в средние: "Газпромнефть-Восток", "Томскгазпром", "Томская нефть". Часть снижает добычу за счет выработанности запасов ("ВТК") или снижения инвестиций (группа компаний Imperial Energy).

Остальные пока не оказывают значительного влияния на общий уровень добычи углеводородов на территории Томской области.

– Как вы относитесь к возможной просьбе ONGC о налоговых льготах, в частности, освобождению от уплаты НДПИ и налога на экспорт?

– Это вопрос правительства РФ. На сегодняшний день отсутствует практика предоставления целевых точечных льгот отдельным компаниям. И, на наш взгляд, это правильно – все должны находиться в равных условиях.

Дорожные перспективы

– Что касается левобережной дороги в Томске. Понятно, что это не совсем вопрос обладминистрации, но все же: что вы думаете о будущем этой дороги и необходимости завершения этого проекта?

– В 2009 году администрация Томска начала строить эту дорогу на свои средства и деньги федерального бюджета на условиях софинансирования. В данный момент работы приостановлены в связи с отсутствием источника финансирования.

Мы понимаем, что в этот объект вложены значительные средства, и просто бросить стройку было бы неправильно. Объект необходимо завершать. И завершать его должен тот, кто начал строительство.

Областная власть совместно с городской должны найти механизм привлечения финансовых средств на завершение строительства этого объекта, используя, в том числе, средства частных инвесторов.

Ориентировочно стоимость завершения строительства с организацией двух развязок составляет около 2 миллиардов рублей. Всего там профинансировано работ на сумму более 1,2 миллиарда рублей.

– В этом году губернатор Сергей Жвачкин подписал соглашения о начале реализации двух амбициозных проектов – строительства дорог Игол – Орловка с Новосибирской областью и Томск – Тайга с Кузбассом. Определены ли инвесторы, во сколько оценивается строительство этих трасс?

– Стоимость строительства дороги Игол – Орловка предварительно составит 5-6 миллиардов рублей. О более точной стоимости можно говорить после получения проекта, разработка которого сейчас началась. Инвестором является ООО "Северный транзит", которое уже много лет занимается содержанием автозимника Игол – Орловка.

Данный проект уже находится на стадии реализации, основное его отличие от других – реализация с участием только частного капитала. В 2018 году эта дорога с большой долей вероятности будет введена в эксплуатацию в круглогодичном исполнении.

Что касается трассы Томск – Тайга, то пока там полностью отсутствует участок протяженностью 12 километров. Там болото. У нас есть опыт работы с зимниками, когда мы болота укрепляем так, что получается дорога четвертой категории, по которой можно ездить круглый год.

Думаю, что через год уже появится участок четвертой категории, и по всей длине трассы можно будет проехать. Параллельно будем вести проектирование.

– Леонид Михайлович, недавно вы вновь говорили о том, что в Сибири необходимо увеличить дальность авиарейсов, субсидируемых из федерального бюджета. Зачем это нужно?

– Мы хорошо "разлетались" за последние два года – 8 регулярных рейсов и 11 чартеров. Мы один из немногих регионов, где увеличивается число чартеров, у нас динамично растет пассажиропоток. Плюс в 2015 году мы открываем как минимум еще один международный регулярный рейс, уже заканчиваем переговоры. Плюс добавляем рейс в Барнаул, расширяем полеты в Абакан.

Примерно 60% "разлета" наших пассажиров по территории РФ идет через Москву. Это серьезное удорожание для людей. Если мы летим в Екатеринбург, то сокращаем людям чуть ли не в два раза по цене и времени возможность добраться до европейской части России.

Что касается восточной части. Да, мы сейчас летаем четыре раза в неделю в Красноярск. В 2015 году будет 5-6 рейсов в неделю, а на смену маленьким самолетам придут либо L410, либо Ан-24 или ATR-42. Но реальный восточный хаб страны – Иркутск. Летать через него на восток и в Юго-Восточную Азию будет дешевле, чем через Красноярск.

Итак, мы имеем два хаба – Екатеринбург и Иркутск. Но расстояние до них около 1,5 тысячи километров, а федерация субсидирует только рейсы до 1,2 тысячи километров. Поэтому мы добиваемся увеличения дальности.

– Есть шансы, что вскоре это произойдет?

– Вода камень точит. Мы много выступали с докладами, ходили по всем кабинетам, доказывали, что для федерации важна Северная широтная дорога. Камень сломался: у нас есть поддержка Росавтодора, ведем переговоры с финансовыми институтами. То же самое здесь. Я думаю, что решение не за горами.

Но вне зависимости от субсидирования мы начинаем переговоры с екатеринбургским правительством о совместной поддержке рейса, с аэропортами и авиакомпаниями. Поддержка нужна максимум год: мы за это время "разлетаемся" так, что это будет чисто коммерческий рейс. И с Иркутском отработаем в 2015 году рейс. Где-то ужмемся, но найдем средства на поддержку.  

– Наконец-то появился второй перевозчик на направлении Томск – Стрежевой. Стали говорить о запуске рейса в Парабель вместо Каргаска. Каковы перспективы внутрирегиональных перевозок?

– Да, "Катэкавиа" начала летать с 8 декабря. Причем сейчас они летают два раза в неделю, перед Новым годом у них полеты каждый день, а потом будут летать еще чаще.

Мы рассмотрим в дальнейшем варианты адресной поддержки пассажиров – студентов, пенсионеров. Заведя новый рейс, мы, по сути, сохраняем бизнес и аэропорт для "Томск Авиа", которая столкнулась с дефицитом парка (до этого "Томск Авиа" была единственным перевозчиком на рейсе, ей же принадлежит аэропорт в Стрежевом. – Ред.). Потому что иначе люди бы уезжали в Нижневартовск.

Мы "разлетаем" Стрежевой: оттуда будут летать в другие регионы. У него было несколько десятков "разлетов" в советское время, это же наш опорный региональный аэропорт.

Да, ранее мы говорили про запуск рейса из Томска в Каргасок. Там комфортнее: сохранились некоторые аэропортовые сооружения, есть боксы, возможно восстановить топливный комплекс (принадлежит "Томск Авиа". – Ред.). Его реально привести в состояние малого аэропорта.

Надеюсь, что в 2015 году Минтранс РФ введет систему категорирования аэропортов, и к малым аэропортам типа нашего Каргаска будет меньше требований при сертификации.

В Парабели все проще: там взлетно-посадочная полоса принадлежит области. По таким полосам есть некоторые ограничения по суточным передвижениями и другие, но запустить рейс туда реальнее. Сейчас оцениваются оба проекта.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке