20 апреля 2024  |
14:38  12 мая 2015 г.

ТПУ открыл центр, где создадут "космический" 3D-принтер

© предоставлено пресс-службой ТПУТПУ открыл центр, где создадут космический 3D-принтер

ТОМСК, 12 мая – РИА Томск. Уникальный центр "Современные производственные технологии" во вторник открылся в Томском политехническом университете (ТПУ) – в день 119-летия вуза. В нем будут созданы материалы и сложные изделия для атомной промышленности, медицины и космоса, в частности 3D-принтер для печати необходимых деталей и элементов в условиях невесомости на борту МКС.

Партнерами создания центра выступили РКК Энергия" и Институт физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН. На открытии их представители, а также ректор вуза Петр Чубик и директор Института физики высоких технологий ТПУ Алексей Яковлев перерезали ленточку из специального композитного материала. Заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Александр Чернявский сообщил журналистам, что в центре создадут 3D-принтер для МКС.

"Мы рассчитываем, что проведем первый технический эксперимент на борту МКС. Срок маленький – два года максимум на то, чтобы провести эксперимент по 3D-технологиям на борту. Рассчитываю, что в центре будет изготовлен первый для российского сегмента космический 3D-принтер", – сказал он.

Как пояснил журналистам Яковлев, "это будет установка, которая сможет печатать в космосе – в условиях невесомости на борту МКС, а в далекой перспективе – и за ее бортом". По информации вуза, центр оснащен современным оборудованием, произведенным в ТПУ. Одно из приоритетных направлений центра – импортозамещение в области аддитивных технологий, или технологий послойного синтеза.

По данным вуза, в центре можно в короткие сроки произвести и протестировать детали для обшивки космических кораблей, импланты для черепно-лицевой хирургии, тепловыделяющие элементы для атомной промышленности, сложные формы изделий для авиационной промышленности. На базе центра будет реализовываться один из мегапроектов ТПУ – создание материалов для экстремальных условий. В настоящее время идет работа над созданием 3D-принтера для печати частей космических кораблей.

По словам Чубика, открывшийся центр станет частью инжинирингового центра, который ТПУ рассчитывает открыть в следующем году – к своему 120-летию. "Это первая очередь инжинирингового центра, в котором будут еще две очереди: научно-образовательный центр ресурсных испытаний, в котором все то, что будет получаться в этом центре, будет испытываться. Второе (направление) – центр динамического моделирования и контроля ответственных конструкций", – сказал он.