27 апреля 2024  |
14:17  21 октября 2015 г.

Ученые ТПУ в ЦЕРНе ищут темную материю с коллегами из четырех стран

© с сайта ТПУУченые ТПУ в ЦЕРНе ищут темную материю с коллегами из четырех стран

ТОМСК, 21 окт – РИА Томск. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) совместно со специалистами из Европейского центра ядерных исследований (CERN) занимаются поисками темного бозона – гипотетической частицы-посредника, которая может являться потенциальным кандидатом на роль темной материи, сообщила в среду пресс-служба вуза.

Отмечается, что после открытия в 2012 году бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере центральной проблемой в физике элементарных частиц является исследование происхождения и природы темной материи, вносящей значительный вклад (около 23%) в массу нашей Вселенной. Новая частица аналогична обычному фотону — кванту света, переносящему электромагнитные взаимодействия между элементарными частицами, но, в отличие от него, обладает массой.

"В мае этого года ученые Томского политехнического университета совместно с коллегами из ведущих институтов, университетов и научных центров России, Чили, Швейцарии и Германии в рамках эксперимента, получившего название P348, начали исследования по поиску темного бозона — потенциального кандидата на роль темной материи — на SPS в Европейском центре ядерных исследований", - говорится в сообщении.

В 2014 году российские ученые предложили провести эксперимент по поиску легкой темной материи на протонном суперсинхротроне (ускорителе) SPS. Политехники совместно с коллегами осуществили сборку, а затем и запуск адронного калориметра для экспериментальной установки P348. Одновременно группа занималась моделированием ожидаемых экспериментальных данных и запуском электроники для надежного обеспечения съема данных с детекторов.

"Пробный сеанс на ускорителе, в котором приняли участие ученые ТПУ, проходил с 23 сентября по 7 октября. После эксперимента они приступили к обработке и анализу полученных данных", - добавляет пресс-служба.

После первого сеанса на SPS ученые сделают выводы о степени готовности и соответствия компонента детектора целям эксперимента, получат первый физический результат на основе реальной оценки. Если пробный эксперимент пройдет удачно, ученые передадут представление дальнейшего технического проекта в комитет SPSC и продолжат работу над проектом.

Основанный в 1896 году, ТПУ является старейшим техническим вузом в азиатской части России. Согласно последним национальным рейтинговым исследованиям, ТПУ входит в первую десятку лучших вузов России. В составе ТПУ – 11 научно-образовательных и учебных институтов, 97 кафедр. За более чем вековую историю университет подготовил свыше 160 тысяч специалистов.

ЦЕРН (CERN, Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire) — крупнейшая международная научная организация Европы в области ядерной физики. Расположена в Швейцарии. Именно здесь было совершено большое количество крупных открытий, в частности, открыт бозон Хиггса. Эксплуатирует Большой адронный коллайдер.