ТОМСК, 30 мая – РИА Томск. Томская область является одним из ведущих регионов страны по добыче нефти и газа. Ежедневно томская нефть попадает к конечным потребителям в виде бензина или дизельного топлива. И не все знают, что из нефти может быть изготовлена "начинка" любого дома или офиса: дизайнерская пластиковая посуда, нейлоновые пледы, канцелярские принадлежности, корпус холодильника или ноутбука, и даже содержимое аптечки и косметички.
Какая нефть нужна для "массового потребления", РИА Томск рассказали эксперты Томского политеха (ТПУ) и специалисты компании "Газпромнефть-Восток".
Нефть на прилавках
"Оглянитесь вокруг: почти все, что нас окружает, изготовлено из углеводородов, из нефти или газа, – рассказывает заведующий кафедрой технологии органических веществ и полимерных материалов ТПУ Мехман Юсубов. – По данным исследований, до 50% добываемых углеводородов идет на производство полимеров, бытовой химии, лекарственных препаратов, самых различных материалов".
Ученый поясняет: полимеры, в свою очередь, являются сырьем в машиностроении, сельском хозяйстве, автомобилестроении и многих других отраслях. "Если в один момент убрать продукты нефтегазохимии, человек окажется раздетым, а дома – пустыми. Опять же лекарства: чтобы получить их, нужны исходные соединения, растворители, а многие из них получаются из нефти и газа", – говорит профессор Юсубов.
Его коллега, завкафедрой химической технологии топлива и химической кибернетики ТПУ Егор Юрьев, добавляет: "Нефть есть и будет как минимум еще три-четыре поколения. Запасы в недрах России большие".
Ожидается, что с каждым годом количество потребителей и спрос на товары из углеводородов будут только расти.
Ожидание vs реальность
"Многие считают, что нефть – это всегда, как на красивой картинке: маслянистая жидкость, в которой можно даже искупаться, – рассказывает Юрьев. – На самом деле нефть бывает разной, в том числе томская нефть".
Ученый отмечает, что в целом нефть в нашем регионе относительно легкая по сравнению, например, с той, которую добывают в Европейской части России. Под словом "легкая" подразумевается, что она обладает невысокой плотностью, и литр такой нефти весит примерно 850 граммов. То есть легкая в буквальном смысле. Чаще всего нефть добывается вместе с водой в виде эмульсии.
Еще одна разновидность – так называемая тяжелая нефть. При комнатной температуре она ведет себя, как закристаллизованный темный мед: чтобы получить более текучий вариант, надо подогреть.
"Становится жидкой, когда внешняя температура превышает температуру застывания. Конкретно для нефти в этой колбе нужно 25-27 градусов тепла. Если от руки погреем какое-то время, она, конечно, станет более текучей, а при 40 с лишним градусах станет совсем жидкой", – говорит он.
Эксперты говорят, что наметилась общая для всех регионов тенденция – нефть утяжеляется, в ней увеличивается содержание серы и металлов. Это приводит к тому, что технологии очистки и переработки с каждым годом усложняются.
Дорога к ГОСТу
Одно из самых технологичных и современных предприятий нефтедобычи Томской области – "Газпромнефть-Восток". Как рассказали РИА Томск в пресс-службе компании, добыча нефти ведется на 11 месторождениях, расположенных на территориях Парабельского и Каргасокского районов Томской области.
"Большую часть добываемой здесь нефти можно назвать легкой и особой легкой. Но есть и средняя, и тяжелая нефть: такая добывается на Урмано-Арчинской группе месторождений. Она обладает высокой температурой застывания, что осложняет ее перекачку, особенно в холодное время года. Но современные технологии позволяют в полной мере осваивать даже такую нефть".
На месторождениях компании "Газпромнефть-Восток" работают специализированные производственные объекты, на которых доводят сырую нефть (так специалисты называют добываемую водонефтяную эмульсию) до межгосударственного стандарта (ГОСТ).
"Сырая нефть должна превратиться в товарную, которую мы и отправляем в нефтепровод "Транснефти" (занимается транспортировкой нефти по магистральным трубопроводам). Она должна соответствовать ГОСТу, поэтому у нас есть дожимная насосная станция и другие объекты, где происходит дегазация нефти, сепарация (отделение от газа и воды), сброс воды и дополнительное отстаивание в резервуарах", – рассказал собеседник агентства.
В "Газпромнефть-Востоке" все химико-аналитические лаборатории проводят суммарно более 90 тысяч испытаний в год. После многочисленных проверок начинается долгий путь "черного золота" по развитой системе магистральных трубопроводов. Спустя время часть нефти возвращается в Томскую область в виде топлива, мазута и битумов, без которых невозможна жизнь современного мегаполиса.
Выгодная фракция
"Основа нефтепереработки любой страны – это, конечно же, получение моторных топлив", – говорит Егор Юрьев.
Он поясняет: бензин, керосин, дизельное топливо, мазут – это все нефтяные фракции. Получение фракций в лабораторных условиях выглядит примерно так: на образец нефти воздействуют определенной температурой. При этом для каждой фракции определена своя температура.
По словам Юрьева, нефть можно подогревать до 350 градусов Цельсия, если показатель выше – компоненты нефти начинают разлагаться. После выделения из нефти бензиновых, керосиновых и других фракций образуется так называемый остаток – мазут, который используется в качестве топлива, в том числе для котельных.
Химия бензина
Описанные выше процессы относятся к первичной перегонке нефти. Между перегонкой и конечным продуктом каждая фракция проходит еще несколько процессов. Например, октановое число бензина прямой перегонки – 56-60, и заправлять автомобили таким топливом нельзя.
"Нужно повышать октановое число до 92, 95, 98. Сегодня в промышленности большинство процессов переработки нефтяных фракций – каталитические. Катализаторы бывают разные. Это твердые сыпучие материалы определенного состава, которые служат для ускорения химических реакций, без них какие-то процессы и вовсе были бы невозможны", – резюмирует ученый.
По данным из открытых источников, ежедневно на различные нужды тратится около 80 миллионов баррелей добытой нефти, а уже через 10 лет этот показатель может увеличиться до 120 миллионов. Большая часть идет на производство топлива, остальное – продукты нефтехимии, без которых уже не представить жизнь человека.