ТОМСК, 5 июл – РИА Томск, Евгения Планкина. Томские бизнесмены и представители
облдепартамента труда и занятости в среду обсудили механизмы работы с новым поколением
Z – молодыми людьми,
родившимися в конце 1990-х – начале 2000-х годов; эксперты сошлись во мнении, что у
этой молодежи есть чему поучиться, однако нужно найти к ней подход. Подробности – в
материале РИА Томск.
Кто такие Z-работники?
По словам томского ученого Бориса Черникова, существует
четыре поколенческих типа работников. Это люди инструкций, или молчаливое
поколение 1923-1943 годов, далее – поколение трудоголиков, сформированное после Второй
мировой войны и названное бэби-бумеры. Потом – рисковое поколение X и карьеристы Y. Все поколения определены средой
и занимают в среднем 20 лет. Новое поколение Z формируется сейчас из рожденных в конце 1990-х – начале
2000-х годов.
"Те, кто выходит сейчас на рынок труда, это поколение Z – дети "иксов". Мы видим достаточное количество молодого поколения, которые эгоцентричны,
инфантильны, но при этом они обладают абсолютно другим набором качеств и ценностей,
нежели, допустим, поколения X
и Y", – добавила
директор Консалтингового агентства НЕВА, исследовавшего 2,5
тысячи представителей поколения Z, Оксана Вавильченко.
© РИА Томск. Юлия ЛукмановаДиректор Консалтингового агентства НЕВА, организатор исследования поколения Z Оксана Вавильченко
По мнению большинства пришедших на круглый стол бизнесменов, поколение Z в составе сегодняшних компаний занимает не более 5%. Это
люди, с рождения интегрированные в цифровые технологии, выросшие в игровой
среде, оторванные от реальности и привыкшие жить в режиме онлайн. Они способны
находить пути решения там, где их не видят другие поколения, но при этом быстро
теряют интерес к работе, если она становится рутиной.
"Действительно, есть особенность этого поколения. Оно креативное,
цифровое, а сегодня это стандарт промышленной революции, которая происходит на
наших глазах. И это поколение – хотим мы этого или нет, боимся или нет – будет активным
ее участником. Поэтому креативность, гибкость, фриланс – это стандарт современного
мира", – сказал глава департамента по работе с персоналом группы компаний
Imperial Energy Константин Янцен.
Обсуждая плюсы и минусы нового поколения работников,
эксперты все же сошлись во мнении, что
нельзя быть однобокими в его оценке, поскольку своего рода "кадавров" – работников, нацеленных только на потребление, – можно найти в любом поколении. И смотреть
на новое поколение они все же решили не с опаской, а с надеждой. Вопрос лишь в
том, как с ними работать?
© РИА Томск. Юлия ЛукмановаДоцент Института экономики и менеджмента ТГУ Константин Янцен
Не пугаться нового и находить
механизмы взаимодействия
"В первую очередь сейчас нам нужно говорить не о
поколении Z, а об X и Y <…> У нас, как у поколения,
которое примет их к себе на работу, еще не сформировано к ним доверие, мы не
знаем, что с этим делать, для нас это terra incognita, большое белое пятно на карте. И проблема не в них, а
в нас" – сказал директор компании
SmartBiz Сергей Ошаев.
Томские бизнесмены признались, что сегодня они всерьез
озадачились поиском подходов, чтобы эффективно взаимодействовать с работниками поколения Z. Именно это и побудило их прийти
на круглый стол. То, что им удалось понять давно и однозначно, – что структуры
любых организаций для работы с поколением Z должны быть гибкими и проектно ориентированными.
"Им нужно по-другому ставить цели, расписывать инструменты,
а не просто давать задание "подготовить отчет к пятому числу к 9.00".
Проводить больше бизнес-игр, тренингов и практиковать проектную деятельность,
потому что не каждый сотрудник поколения Z может работать с 9.00 до 18.00", – считает эксперт
по персоналу Томского отделения Сбербанка Марина Иост.
© РИА Томск. Юлия ЛукмановаКруглый стол "Поколение Z и рынок труда" в медиацентре РИА Томск
Обсудив возможны варианты решения проблемы, подводя итог беседы, начальник
областного департамента труда и занятости Светлана Грузных предложила
представителям Томского госуниверситета (ТГУ) создать краткосрочный
курс для работодателей, где их научат механизмам работы с новым поколением. Бизнесмены и вуз идею поддержали.
"У меня предложение: разработать современный учебный продукт, который позволял бы нам, руководителям или кадровым службам, изучать это поколение. Пускай это будут мастер-классы или какие-то краткосрочные программы", – сказала Грузных, обратившись к представителям ТГУ.
По ее словам, сегодня численность рабочей силы в Томской области составляет 540 тысяч человек. Рынок труда стабилен – снижается уровень регистрируемой безработицы и увеличивается количество вакансий от работодателей. Однако в связи с появлением работников нового поколения Z власти задумались о том, насколько рынок и бизнес готов к его приходу. Как показал круглый стол – не совсем.