ТОМСК, 14 окт – РИА Томск, Елена Тайлашева. Человечество в ближайшие
10-20 лет сможет по ДНК предсказывать болезни, таланты и черты характера
человека. А пока ученые – в том числе Томского госуниверситета – активно учатся "переводить" результаты расшифровки генома. Есть ли "ген агрессивности", что
делать с математической тревожностью и можно ли конструировать "дизайнерских" детей – в материале РИА Томск.
С "нуклеотидного" на человеческий
В 2003 году в генетике началась новая эра – завершился
крупнейший международный проект "Геном человека", который позволил определить
последовательность нуклеотидов в ДНК и идентифицировать около 20 тысяч генов.
Ученые, можно сказать, получили на руки каталог ДНК. Следующая задача – понять
и объяснить его.
Чтобы наглядно показать "трудности перевода", младший
научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ
Максим Лиханов использует метафору с книгой:
"Представим, что у нас есть огромная книга с большим
количеством символов. Но мы не знаем, что они означают. У текста есть форма, но
нет семантики – значения слов. Более того, неясно, где заканчивается одно
слово и начинается другое. Так и в ДНК – есть около трех миллиардов пар
нуклеотидных оснований, и каждая единичка информации за что-то отвечает. Но за
что – еще предстоит найти", – говорит Лиханов.
© предоставлено Максимом Лихановым
Младший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ Максим Лиханов
Медицинская генетика ищет в этой "книге" гены, ответственные
за развитие тех или иных болезней. Поведенческая генетика, которой занимаются в
Международном центре исследований развития человека ТГУ, "переводит" особенности поведения человека, продиктованные его ДНК.
Также в Центре есть проект, цель которого, в свою очередь,
доходчиво рассказывать научные новости простым людям, – консорциум "Доступная генетика" (The
Accessible Genetics Consortium – TAGC). Он создан два года назад в партнерстве
с Голдсмитс колледжем Университета Лондона (Великобритания) для того, чтобы
каждый человек мог получить достоверную информацию и извлечь выгоду из открытий
в области генетики. Лиханов – координатор проекта в России и модератор сайта
http://tagc.world/ru/.
Вырезать не получится
С генетикой российские граждане знакомы очень
поверхностно. Сейчас ученые в рамках
консорциума проводят исследование, чтобы установить, какие именно знания "западают".
"В отсутствие объективного знания люди хватаются за те
крупинки, что приносят СМИ. Так, в интернете постоянно разворачиваются горячие
обсуждения вокруг новостей с заголовками типа "Обнаружен ген агрессивности". И
люди начинают раздувать тему: а давайте редактировать ДНК у заключенных!
© с сайта ТГУ
Человеческий геном состоит из трех миллиардов пар оснований. Если бы мы начали читать по одной букве генетического кода в секунду без перерывов, то это продолжалось бы больше 95 лет.
На самом деле ученые просто увидели ассоциацию маленького
кусочка ДНК с агрессивным поведением. Это вероятностные оценки, не абсолютные.
Это просто означает, что при совпадении определенных генетических и внешних
условий человек будет проявлять склонность к агрессии. Но не стопроцентно будет
таким", – подчеркивает Лиханов.
А главное – поведение никогда не обусловлено каким-то одним
геном – на него воздействуют множество "генов маленького эффекта", это свойство
называется полигенность.
© РИА Томск. Павел Стефанский
"По этой причине мы не сможем делать "дизайнерских детей". Не
получится "заказать" генетикам ребенка, скажем, усидчивого и с хорошим слухом –
потому что не существует гена, единолично отвечающего за эти качества", – отмечает собеседник.
С другой стороны, есть такое свойство как плеотропия – когда один ген влияет на многие черты.
"Например, ученые обнаружили, что конкретный ген связан с
развитием серповидно-клеточной анемии – болезни, при которой эритроциты имеют
форму серпа, цепляются друг за друга и образуют тромбы. Особенно часто этот ген
встречается у жителей Африки. На первый
взгляд, проще всего вырезать этот ген – и нет проблем!
Но оказалось, что им же обусловлена устойчивость к малярии.
Так что к вопросам редактирования генома нужно подходить очень аккуратно:
вырежем что-нибудь ненужное – и кто знает, какой полезной характеристики
попутно лишимся", – говорит Лиханов.
Подстелить соломку
"Известные генетики мира говорят, что всех нас будут
секвенировать при рождении в ближайшие 10-15 лет (секвенирование – получение
полной последовательности нуклеотидов в ДНК – Ред.).
По ДНК можно будет предсказывать способности людей. Некоторые
относятся к этому настороженно: мол, разобьете нас на касты, как в антиутопии
Оруэлла! Но на самом деле генетика поможет подстелить соломку туда, куда
человек упадет в будущем", – считает ученый.
Например, большие исследования близнецов, проводимые при участии ученых ТГУ, показали,
что на 60% академическая успеваемость обусловлена генетикой и на 40% – средой.
А британские ученые смогли объяснить 10% дисперсии в оценке на выпускном
экзамене с помощью индивидуальной последовательности ДНК. Простыми словами,
проанализировав ДНК, можно на 10% предсказать будущую оценку.
© с сайта лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ
Идентичные (монозиготные) близнецы, по сути, являются клонами. Оказалось, что они более схожи в таких чертах как внимание, мотивация, достижения в школе и так далее, поэтому можно уверенно сказать, что гены являются важными факторами для этих черт. На фото – участники исследования близнецов в ТГУ
Одним из соавторов обоих исследований была руководитель
лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ Юлия Ковас.
© с сайта Томского госуниверситета
"Так что уже сейчас можно с помощью индивидуальной ДНК
объяснить успеваемость. Нас, например, больше интересует математика, потому что
в современном мире без нее никуда. У близнецов мы записываем мозговую
активность в момент выполнения математического задания и наблюдаем за связью
между функционированием рабочей памяти и
математической тревожностью", – рассказывает Лиханов.
По его словам, чувство тревоги при взаимодействии с
математикой испытывают многие люди. Оно "крадет" ресурсы рабочей памяти мозга и
в итоге мешает справиться с заданием.
"Мы пытаемся определить, в какой степени именно
маттревожность обусловлена генетикой и в какой – средой. Нам было бы
интересно сделать полигенный индекс,
определяющий склонность к маттревожности. Например, у людей рождается ребенок,
и после секвенирования его генома родители понимают: ага, у него будут проблемы
с математикой. С этим надо что-то делать.
Генетика не детерминирует человека – мы не меняем ДНК, но
можем поменять среду, от которой, я напомню, зависят 60% результата. Играем в
конструктор, решаем логические задачи, покупаем пирамидки, водим в инженерные
кружки, нанимаем репетитора. Не давим на него, не мечтаем выпестовать гения –
просто выстраиваем индивидуальную поддержку, чтобы ребенок мог раскрыть свой
потенциал", – заключает ученый.