19 апреля 2024  |
14:24  13 ноября 2017 г.

Ученые ТГУ изучили яйцо динозавра – возможного предка современных птиц

Сиразутдинов Сергей
© сайт Томского государственного университетаУченые ТГУ изучили яйцо динозавра – возможного предка современных птиц

ТОМСК, 13 ноя – РИА Томск. Ученые Томского государственного университета (ТГУ) совместно с российскими коллегами-палеонтологами изучили яйцо динозавра, впервые обнаруженное в России, и сделали вывод, что это яйцо хищных динозавров – троодонтидов, считающихся предками современных птиц, сообщает в понедельник пресс-служба вуза.

Со ссылкой на научного сотрудника лаборатории континентальных систем мезозоя и кайнозоя геолого-географического факультета ТГУ Степана Иванцова поясняется, что яйцо было обнаружено на местонахождении Шестаково-3 в Кузбассе: оно находилось в слое плотных красноватых глин, и заметить его было сложно, поскольку виднелся лишь контур из скорлупок. Эта находка пока единственная в России.

Уточняется, что ученые ТГУ совместно с коллегами из Санкт-Петербургского госуниверситета, Зоологического музея РАН и Палеонтологического института РАН исследовали скорлупу яйца, диаметр которого составляет всего 2 сантиметра. Приблизительный возраст яйца – около 100 миллионов лет. Исследовав внутреннюю структуру скорлупы, специалисты пришли к выводу, что яйцо принадлежит именно хищникам-троодонтидам.

"Изучение шлифов (тонких срезов) под электронным микроскопом показало высокое сходство их структуры со строением скорлупы яйца современных птиц. Данный факт является еще одним подтверждением того, что все пернатые, обитающие сейчас на Земле, являются потомками хищных динозавров, которые в процессе эволюции изменили облик и утратили зубы", – говорится в сообщении.

Отмечается, что средний рост троодонтида не превышал одного метра. Эмбрион животного не сохранился, так как кладка яиц находилась в пойме древней реки и была разрушена во время половодья.

Добавляется, что 90% остатков динозавров, обнаруженных в разное время на Шестаково-3, составляют пситтакозавры – примитивные рогатые динозавры. Но еще не все образцы из экспедиции в Шестаково-3 изучены, а часть редких экспонатов еще находится в монолитах песчаника, откуда ученые постепенно извлекают остатки динозавров и других животных.