RIATOMSK.RU
-8°C
24 апреля 2024  |  
5:12
  |  
-8°C
14:25  30 мая 2018 г.

Шестой палец по наследству: как томские хирурги правят ошибки природы

Трепова Ольга
© РИА Томск. Ольга ТреповаШестой палец по наследству: как томские хирурги правят ошибки природы

ТОМСК, 30 мая – РИА Томск, Ольга Трепова. Один из 2-3 тысяч детей, по статистике, рождается с "лишними" или сросшимися пальцами на кистях и стопах. Бывает, что природа "награждает" целыми комбинациями таких патологий. Ежегодно пластические хирурги Томской областной клинической больницы (ОКБ) оперируют около 45 детей с различными врожденными патологиями. Подробнее – в материале РИА Томск.

Боялись насмешек

Диме четыре года, смущаясь, он показывает свои руки – еще полгода назад безымянные и средние пальцы на обеих руках были сросшимися.

"Скоро идти в школу. Дети жестокие сейчас, мы боялись, что сверстники будут насмехаться или обращать внимание, поэтому решили прооперировать. А так неудобств не возникало – сын только перчатки не мог носить. Когда операцию сделали, Дима спросил: "Зачем это сделали?", то есть его все устраивало", – рассказывает папа мальчика Николай Демянчик.

На медицинском языке эта патология называется "синдактилия". По данным медицинской статистики, один из 2-3 тысяч новорожденных появляется на свет с таким пороком развития.

"Дефект формируется на этапе эмбрионального развития, на сроке около четырех недель, когда у плода начинают формироваться пальцы. Пальцевые лучи начинают вытягиваться, а рост межпальцевых промежутков замедляется. Если на генном уровне что-то идет не так, пальцы не разъединяются и развивается синдактилия", – говорит завотделением реконструктивной и пластической хирургии ОКБ, профессор Александр Цуканов.

© РИА Томск. Ольга Трепова
Александр Цуканов с маленьким пациентом

"Наследство" от деда

Пациента не видно на операционном столе – ребенку всего 11 месяцев, над крошечными пальчиками склонились анестезиолог и три пластических хирурга. Пока малыш спит под наркозом, нужно успеть ювелирно завершить начатую три месяца назад работу. Мальчик еще не начал ходить, но уже прошел через большую операцию.

© РИА Томск. Ольга Трепова
В операционной
"На последнем УЗИ мне сказали о том, что у сына будет шестой симметричный палец на обеих стопах. У моего папы такое же заболевание, поэтому мы предполагали, что оно может генетически передастся. Все остальное в норме. "Лишние" пальцы пока не мешали – Матвей встает, начинает уже ходить, я думала, что, если не прооперируемся, он будет по деревьям лазить", – рассказывает мама ребенка Юлия.

Диагноз этого пациента звучит как "полидактилия" (наличие дополнительных пальцев) и "синдактилия". Пластические хирурги ОКБ удалили "лишние" пальцы и исправили патологию на руках. Врачи уверяют: когда Матвей вырастет, ничего в его пальчиках не будет напоминать о грубой патологии, с которой он родился. Все было сделано вовремя.

© РИА Томск. Ольга Трепова
Юлия с ребенком в ОКБ
По словам пластических хирургов, такие патологии не считаются редкими. Проблема в другом – не все знают о том, что такую операцию можно сделать в Томске и по полису ОМС.

Не такая, как все

"Деформация была очень большая, но сейчас все хорошо. Полина – умница!", – говорит Цуканов, делая перевязку еще одной пациентке.

В отличие от Матвея, 10-летняя Полина уже знает о том, что она родилась не такой, как все – у нее тоже было шесть пальцев на ногах и по два сросшихся пальцев на руках. Своей особенности девочка стесняется и просит не показывать ее лицо, чтобы не засмеяли одноклассники. Ребенку приходилось непросто – в обычную обувь ноги не помещались, приходилось подбирать специальную обувь.

© предоставлено пресс-службой Томской областной клинической больницы
Пластическая операция
"Это надо было видеть, как я обзванивала все больницы, узнавала, кто делает такие операции! В роддоме нам сказали, что до шести лет трогать ноги не надо, пока идет формирование стопы", – вспоминает мама девочки Ольга.

Как выяснилось, тянуть в этом случае не надо было – оперировать нужно гораздо раньше, чтобы минимизировать последствия на психику ребенка. Кроме того, врожденная патология кисти и стопы также негативно влияет на развитие моторики и функциональность конечности.

"К нам нужно обращаться сразу после рождения ребенка. Мы определяем объем хирургического вмешательства, и, уже начиная с шестимесячного возраста, проводим первый этап лечения. Эти операции мы делаем давно, необходимый хирургический инструментарий, наличие качественных расходных материалов позволяет нам делать эти операции более успешно, чем это было много лет назад", – комментирует Цуканов.

© РИА Томск. Ольга Трепова
Хирургические нити
Врач показывает нити, которыми сшивают сосуды на крохотных детских пальцах – они тоньше человеческого волоса – диаметром примерно 0,029-0,032 миллиметра.

Проблема не в красоте

Ольга добавляет, что эта проблема не только эстетическая. У мужа, как и у дочери, лишние пальцы, из-за этого у него развились плоскостопие, артрит и деформировались стопы. 

"Его это беспокоит, но он смирился, операцию делать не хочет, потому что боится. У моего младшего ребенка все хорошо, а Полине все досталось, как у папы", – говорит Ольга. На это интервью она согласилась по одной причине, чтобы другим родителям, столкнувшихся с такой же проблемой, было проще найти компетентных хирургов, готовых взяться за операцию.

© РИА Томск. Ольга Трепова
Юная пациентка ОКБ после операции
Чтобы швы не разошлись, Полина пока передвигается в коляске. Домой после выписки из ОКБ пойдет своими "новыми" ногами.

"Тебе нравятся твои новые пальчики?", – спрашиваю ее.

"Конечно! И доктор (Цуканов – Ред.) очень хороший и добрый. Спасибо всем врачам!", – ответила девочка.

По словам Цуканова, основная причина таких патологий – наследственность, но порой сбой на генном уровне происходит вследствие перенесенного мамой заболевания во время беременности.

© предоставлено пресс-службой Томской областной клинической больницы
Полидактилия
Ежегодно в ОКБ оперируют около 25 маленьких пациентов с дефектами кистей и стоп. Еще около 20 ребятишек поступают с пороками развития челюстно-лицевой области. Их возраст – от нуля до 16 лет. Дети – это особая категория пациентов, говорит хирург, и не сопереживать им невозможно.

"На перевязках я много разговариваю с детьми, чтобы их успокоить. К ним нужно особое отношение, без специального подхода с детьми сложно работать. Их нужно жалеть, нельзя грубо разговаривать, нужно интересоваться их проблемами, все медицинские манипуляции делать осторожно и нежно, потому что – это дети, а дети – это святое", – подытожил доктор.

© РИА Томск. Ольга Трепова
В перевязочной

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке