ТОМСК, 13 июл – РИА Томск, Елена Тайлашева. Амебы с панцирем, "законсервированные" в Васюганском болоте, помогут британским болотоведам узнать, как менялся климат на Земле последние 200 лет. Образцы они собрали при содействии коллег из Томского госуниверситета (ТГУ). Какие приключения ученые нашли в "мировом холодильнике" и почему климат истерит – в материале РИА Томск.
Мировой холодильник
Большое Васюганское болото размером со Швейцарию. Четвертая часть всего углерода, накопленная наземными экосистемами, хранится в болотах Западной Сибири… Узнавая эти факты от директора Центра превосходства "БиоКлимЛанд" ТГУ Сергея Кирпотина, британцы искренне удивлялись. Нет, они, конечно, знали, что Сибирь – одно из немногих мест на Земле, где сохранились огромные нетронутые болота. Но чтобы такие!..
"В Европе диких болот не осталось – все осушенные, мелиорированные. Разве что в Шотландии немного... Есть в Канаде. Наши британские гости в этой стране тоже работали, но там все равно и горы, и хребты, а таких огромных заболоченных пространств, как у нас, нет. Поэтому, если люди занимаются изучением болота, нет места более достойного для этого, чем Сибирь", – утверждает Кирпотин.
А болота, подчеркивает он, изучать необходимо – в регулировании глобального климата они играют невероятно важную роль. Ученый называет Васюган "мировым холодильником", который не дает атмосфере нагреться:
"Болота, расположенные на юге (как наше Васюганское), изымают углерод из атмосферы. Грубо говоря, они "запечатывают" в торфяниках погибшие растения и не дают им выделять углерод. А именно углекислый газ и метан – в их основе углерод – создают парниковый эффект. Мы, получается, Землю спасаем, но для нас это огромная проблема: болота продолжают расти, метров на 20-30-40 в год они наползают на леса по всей кромке".
На Севере, наоборот, болота выделяют метан. Это настоящая метановая "бомба". Ситуация с климатом во многом зависит от того, как дальше пойдет процесс болотообразования.
© предоставлено Сергеем Кирпотиным"Глобальное потепление проявляется неравномерно: в Сибири изменения максимальные из-за контрастности, суровости климата. Это так называемые hot spots (горячие точки) климатических изменений. Мы первыми сталкиваемся с тем, что может начаться в других регионах планеты", – рассказывает Кирпотин.
Болотоход по дружбе
Дмитрий Маукой, Люк Эндрюс и Вильям Джессоп – ученые из Йорка (Дмитрий, кстати, чистокровный британец, но его родители очень любят русские имена). Они приехали в Томск по международной программе исследований и мониторинга в Арктике INTERACT, куда входят ТГУ и Университет Йорка. В рамках этой программы на станции ТГУ ежегодно приезжают 3-4 группы иностранцев.
© предоставлено пресс-службой ТГУ "Терри Каллаган, научный руководитель INTERACT, часто применяет понятие "научная дипломатия". Политики разругались, в науке эти процессы продолжаются, а у нас есть возможность показать, что Сибирь – это не замороженное царство, где нет места креативности. Что здесь совершенно потрясающая наука, а еще лучше – люди: они не предадут и не бросят, последнюю рубашку отдадут", – уверен Кирпотин.
Дмитрий, Люк и Вильям не стали скрывать: перед поездкой они много читали о России, и всюду их пугали тем, какие недружелюбные здесь люди. Но, прибыв на место, британские ученые убедились: в интернете много фейков. Если бы не русское гостеприимство, скромного бюджета ученых не хватило бы организовать полноценную экспедицию на болото.
"Экспедиция прошла под девизом "не имей 100 рублей, а имей 100 друзей", – улыбается Кирпотин.
Во время первой пробной поездки на болото нужно было много ходить пешком. Обычно к середине лета верховые болота высыхают, а тут оказалось, что воды по пояс. Кое-как прошли километр, и силы, и волю потеряли, а еще назад с образцами выходить!
© предоставлено Сергеем КирпотинымБританские ученые на Васюганском болоте
Потом Сергей Федько, директор университетской станции "Васюганская", договаривался с друзьями на снегоболотоход "Фантом" (кстати, созданный в Томске), чтобы хоть куда-то британских коллег вывезти…
предоставлено Сергеем КирпотинымБританские ученые исследовали Васюганское болото
"Такого уровня воды я не наблюдал много лет. Год особый: много было снега, из-за этого возникли сильные паводки. В июне грозы шли постоянно. В итоге уровень воды не падает, болота не разгружаются, все болотные реки полноводные, как весной. Чтобы найти участки, подходящие для отбора проб, привлекали местных жителей в качестве проводников", – вспоминает Кирпотин.
Даже на болотоходе проехать смогли только на мелиорированную часть Васюганских болот. Образцы брали, стоя по колено в воде.
© предоставлено Сергеем КирпотинымЕще одна напасть экспедиции – гнус. Таких слепней британцы никогда не видели. Стресс заедали местной пищей – по пути с болота их завезли к фермеру, который сам производит копчености¸ колбасы, сало. От еды "home made" гости остались в восторге. Еще они полюбили квас, который называли сибирской колой.
Сухие рямы – верховые болота – удалось найти только в районе Моряковки. Именно такие были нужны британцам: там прохладная и кислая среда, и местная "живность" сохраняется в торфе, как в холодильнике.
"В первую очередь коллег интересовали особые амебы-тестации с кремниевым панцирем. По его составу можно вести летопись климата, поскольку амебы очень сильно реагируют на гидрологический режим. Они собрали образцы и уже в своих лабораториях будут оценивать изменения климата за последние два-три века", – поясняет Кирпотин.
Кстати, для фиксации данных британцы собирались использовать старые добрые блокнот и ручку. И поразились, когда томичи показали им инновационный IT-продукт, созданный томской компанией "Ингеотех", – программу SISGEO. Она сократила объем "ручной" работы примерно на 70%.
© предоставлено Сергеем КирпотинымС помощью SISGEO все полевые данные заносятся в планшет, на котором установлено ПО. Программа автоматически картирует территорию, при помощи GPS производит привязку точек отбора по координатам и времени. Вся текстовая и визуальная информация, в том числе полученная с дрона, сводится воедино.
С помощью SISGEO все полевые данные заносятся в планшет, на котором установлено ПО. Программа автоматически картирует территорию, при помощи GPS производит привязку точек отбора по координатам и времени. Вся текстовая и визуальная информация, в том числе полученная с дрона, сводится воедино.
Как изменится климат
Возможно, исследования британцев помогут понять, куда климатическая система будет двигаться дальше, для этого и нужна им "летопись" Васюганского болота.
© предоставлено Сергеем КирпотинымОтбор проб верхних слоев торфа на Васюганском болоте
"Чтобы знать настоящее и делать прогнозы на будущее, надо очень точно представлять прошлое", – говорит Кирпотин и тут же подчеркивает, что делать прогнозы сейчас – дело крайне неблагодарное.
"Нобелевский лауреат, бельгиец русского происхождения Илья Пригожин описывал, как в химических системах из хаоса возникает порядок. И сделал вывод: когда сложная система переходит из одного термодинамического состояния в другое, возникает точка бифуркации, раздвоения. В такой точке развитие системы может почти с одинаковой вероятностью пойти в двух взаимоисключающих направлениях", – поясняет он.
© с сайта ТГУ
Климат – безусловно, сложнейшая система, и ее развитие может пойти как в сторону усиливающегося потепления, так и в ледниковый период, как в фильме "Послезавтра".
"Кто-то из метеорологов называет климат нервическим, я называю истерическим. Главный атрибут климатических изменений – даже не потепление, хотя оно зафиксировано, а то, что это сопровождается резким ростом количества экстремальных погодных явлений. Смерчи в Кузбассе регулярно снимают на мобильный", – говорит Кирпотин.
Крайняя нестабильность системы – это то, к чему мир пришел и человек должен научиться жить в этих условиях, считает ученый. Надо это понимать и менять отношение к проблеме. Не разобщаться, а объединять усилия.
В противовес теории Дарвина "выживает сильнейший" Кирпотин предлагает учить людей сотрудничеству, взаимодействию, интеграции:
"Российский ученый Петр Кропоткин, изучая птичьи базары в Арктике, пришел к выводу: в природе одной из мощнейших движущих сил является кооперация и взаимопомощь. И современная биология это на каждом шагу подтверждает. Многие эволюционные изменения происходят не в результате конкуренции, а в результате симбиоза. У меня глубочайшее убеждение, что в научной сфере да и в любой другой, должно быть то же самое".
© предоставлено Сергеем КирпотинымБританские ученые на Васюганском болоте