ТОМСК,
20 ноя – РИА Томск, Елена Тайлашева. Книга Эдуарда Галажинского "Слово – ректору", составленная из текстов одноименной рубрики на сайте Томского госуниверситета (ТГУ), вышла в дни празднования
140-летия вуза.
Почему ее читатели оценили тему уважения, в чем ТГУ не хочет походить на Сорбонну
и как в воспитании трансфессионалов помогает капелла, ректор ТГУ рассказал в
интервью РИА Томск.
Успеть
"пересобраться"
– В рубрике "Слово – ректору" в течение пяти лет
выходили тексты от имени ректора, которые были призваны наладить коммуникацию с
сотрудниками и донести до них суть происходящих перемен, – рассказывает Галажинский. – В итоге оказалось, что
ко многим текстам люди постоянно возвращались. Особенно к тем, в которых
рассказывалось о концептуальных вещах, связанных с изменением модели
университета, обсуждением его будущего.
Эти тексты и были собраны в книгу, которая вышла в дни празднования 140-летия ТГУ в сентябре.
© РИА Томск. Елена Тайлашева
Книга Эдуарда Галажинского "Слово – ректору"
– Как поменялись ваши собственные взгляды на университет за эти пять лет?
– Глобализация рушит границы национальной
идентичности, то есть то, чему служил классический университет, перестает
существовать. Его роль не понятна, и надо переопределяться в этом мире. Когда я
начал искать, как другие отвечают на этот вопрос, оказалось, что большинство
вообще о такой проблеме не задумывается. Работают да работают…
Надо признать, и мы были в такой же позиции:
гордились своим прошлым, хранили традиции и ценности, которые позволили
пережить сложные времена – революции, репрессии, перестройки, лихолетье 1990-х.
И в начале моего ректорства было ощущение, что мы и это переживем.
Но вскоре стало понятно: нам выпало жить в период
нарождающейся новой технологической революции, которая поменяет все – модели
экономики, образования, науки. И надо на
эти вызовы отвечать, иначе окажешься в позиции догоняющих, как произошло с великими
университетами типа Болоньи или Сорбонны, существовавшими сотни лет, но не
сумевшими "пересобраться" под новые смыслы и новые задачи. И переставшими быть
№1 в мире…
Изменить
себя, не изменяя себе
– Для меня как для ректора встал вопрос: для
такого великого университета, как Томский императорский, имеющего большие
традиции, что мы можем менять, а что –
нет? Как хорошо сказала психолог Людмила Анциферова, главный вызов в том, чтобы
изменить себя, не изменяя себе.
Но в чем наша уникальность? Ну, императорский. А что
такое императорский? Ну, классический. А что такое классический? Ну, это все
факультеты. Но и у других вузов, в том числе инженерных, есть все факультеты…
Оказалось, что даже носителей университетской культуры эти вопросы ставили в
тупик. В деятельности мы все это несем, а вербализовать и операционализировать
в норму невозможно.
© РИА Томск. Таисия Воронцова
Томский государственный университет
– А зачем нужно было "вербализовать" ценности?
– В первую очередь – для нас самих. Раньше эти
ценности передавались из поколения в поколение в научных школах. Например,
ценность уважения: профессор обращался к студенту на Вы, видел в нем личность,
человека.
Когда я учился, мы к научному руководителю домой
ходили, чай пили. Были, по сути, членами семьи и впитывали университетские
ценности через поведение. Университет воспроизводил себе подобных, и эта
культура людей, которые служат науке, позволила пережить 1990-е.
А сейчас в силу возрастающих скоростей жизни студентам некогда впитывать это годами, и назрела необходимость обозначить
университетские принципы в базовом этическом кодексе.
– Как он составлялся?
– Мы стали не только обсуждать ценности внутри
коллектива, но и привлекать внешних экспертов, например, во время проектных
сессий со Сколково. В итоге сами начали более точно чувствовать контексты: с
этим идем, с этим не идем, это соответствует вызовам, это нет, это наше
подлинное, а вот с этим надо расставаться.
Вплоть до такого было, что эксперты говорили: "Ребят, денег нет, вы слишком большие, надо сфокусироваться на двух-трех направлениях
и отсечь лишнее. Зачем вам капелла за 20 миллионов в год?"
Мы говорили: "Нет, она 55 лет существует и нужна нам".
А в ответ: "Ну, окей, сохраняйте, только тогда денег вам не дадим, раз не умеете
на приоритетах сосредотачиваться". Разговор же жесткий – министр за три минуты
разговора должен увидеть, что на этот университет можно сделать ставку.
– И как вы, кстати, капеллу отстояли?
© РИА Томск. Павел Стефанский
– Нам пришлось докопаться до корней, понять, что в
миссию университета вшиты не только наука и образование, но и культура. Высокий
уровень культуры – это часть конкурентоспособности современного выпускника. Мы
отдельно встречались с работодателями, интересовались – чем ценен выпускник
Томского госуниверситета? И они говорили, что наши выпускники имеют значительно более высокий культурный уровень, более
воспитаны, ответственны.
И когда понимаешь, какое место конкретная ценность
имеет в модели профессионала, то можешь разложить, как она внутри университета
культивируется. И с полным правом заявить: капелла – это важнейший элемент
формирования целевой модели выпускника, который является не профессионалом, а
трансфессионалом. То есть человеком, способным жить поверх профессиональных
границ, менять профессию и сам меняться с профессией.
Пять
приоритетов
– Какие ценности в итоге вы определили базовыми для университета?
– Классичность, фундаментальность и открытость. Классичность как ориентация на человека:
университет для человека и про человека. Отсюда индивидуальные траектории в
образовании, выбор, ответственность, уважение. Кстати, текст про уважение как составляющую генома университета вызвал огромный резонанс.
Фундаментальность – понятно: это направленность на
закономерности более глубокие, нежели ситуативные. Ну и, наконец, открытость:
университет должен быть открытым, границы проницаемы, это способ жизни любых
саморазвивающихся систем.
Когда мы определили эти три основания, мы смогли
выработать политику развития университета – как мы должны "пересобрать" его в
условиях сингулярности, когда изменения
происходят так быстро, что уже вообще ничего нельзя предсказывать.
– На какие конкретно направления сделали ставку?
© сайт Томского государственного университета
– Мы пересобрали приоритеты вокруг четырех сфер,
которые сегодня кардинально меняются: сам человек (отсюда, например, такое
направление, как биомедицина), общество (отсюда – человек в цифровую эпоху),
физическая среда (новые материалы) и экология (как дисциплина на стыке химии,
биологии, психологии, радиофизики). И отдельно идет пятая тема –
инновационно-предпринимательская история, которую мы развиваем совместно с Институтом экономики и
менеджмента.
Потому что, похоже, особенность новой промышленной
революции в том, что если на
втором этапе нужны были массовые исследователи, то следующий шаг – университеты
должны массово готовить инноваторов. Людей-исследователей, которые имеют хорошее образование, мозги, профессиональное мышление, междисциплинарную подготовку. Но также все
это умеют упаковывать в продукты,
технологии, инновации и улучшать качество жизни в планетарном масштабе.
То есть мы как университет должны стать фабрикой
по производству инноваторов. Пока мы этого не умеем, но нам придется научиться.