ТОМСК, 24 янв – РИА Томск. Томский госуниверситет (ТГУ) откроет в 2019 году исследовательскую станцию в одном из самых северных населенных пунктов Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО); ученые будут исследовать здесь причины изменения окружающей среды и их влияние на местное население. Подробности – в материале РИА Томск.
Обоюдный интерес
Как сообщили РИА Томск в пресс-службе вуза, ТГУ при содействии правительства ЯНАО и Научного центра изучения Арктики организуют исследовательскую станцию "Се-Яха". Местом для ее размещения выбран одноименный поселок, расположенный в Ямальском районе округа. Новая станция войдет в состав международной сети SecNet, созданной под эгидой ТГУ для изучения Сибири.
"Станция "Се-Яха" позволит расширить спектр прикладных и фундаментальных исследований в зоне арктической тундры и акватории Карского моря, поэтому правительство ЯНАО готово оказывать всестороннюю поддержку развитию стационара, в том числе и финансовую", – цитируется в сообщении пресс-службы представитель департамента внешних связей правительства ЯНАО Дмитрий Замятин.
По информации ТГУ, место расположения станции было окончательно утверждено в декабре 2018 года в рамках совместной поездки в Се-Яху представителей ТГУ и управления департамента внешних связей ЯНАО. Помимо основной базы томские ученые смогут воспользоваться заимкой, которую на время полевых исследований им предоставит Ассоциации коренных малочисленных народов Севера (КМНС).
Биопроекты...
По словам директора Центра превосходства "БиоКлимЛанд" ТГУ Сергея Кирпотина, летом 2019 года на станции "Се-Яха" будет проводиться работа по нескольким междисциплинарным проектам.
В рамках одного из них планируется изучение биогеохимии малых рек и озер. В первую очередь специалистов интересует концентрация растворенного углерода, эмиссия которого способствует формированию парникового эффекта, влияющего на климат планеты. Большинство из этих водоемов находятся в труднодоступных местах, поэтому на данный момент они плохо изучены.
Наряду с этим сотрудники "БиоКлимЛанд" будут исследовать местные хасыреи – котловины бывших озер, опустевших из-за таяния вечной мерзлоты и термоэрозии берегов. В донных отложениях хасыреев накоплено большое количество минеральных веществ, питающих растения, поэтому такие объекты считаются перспективными для создания в Арктике зеленых оазисов.
...и антропологические исследования
В рамках проекта, выполняемого при поддержке Российского научного фонда, социологи и психологи проведут анкетирование местного населения, нацеленное на изучение качества жизни.
Организаторы другого исследования – антропологи ТГУ – отправятся в Арктику, чтобы выяснить, как деятельность ученых влияет на жителей территорий и те пространства, где возникают исследовательские станции.
Во время декабрьской экспедиции в Се-Яху томские ученые уже провели две серии анкетирования. Результаты показали, что местное население действительно отмечает изменения окружающей среды.
"И это меняет привычный образ жизни людей. В частности, респонденты отмечали, что стало меньше рыбы. На недавней научной конференции в Салехарде этот факт подтвердили ученые, в их докладе отмечено сокращение популяций некоторых ценных видов, например, муксуна", – цитируется в сообщении аспирантка Биологического института ТГУ, сотрудник центра "БиоКлимЛанд" Дарья Кузьмина.
По словам председателя Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Михаила Окотэтто, местные жители готовы делиться информацией с учеными. Они также могли бы помочь обеспечить непрерывность отдельных наблюдений – снимать нужные показания во время отсутствия ученых. В свою очередь люди ждут помощи от исследователей, причем не только в плане разъяснения происходящих изменений, но и в части образования.
В Се-Яхе находится школа-интернат, где обучаются 500 детей, большинство из них – дети оленеводов, ведущих кочевой образ жизни. Летом родители забирают их в тундру. По мнению Окотэтто, пребывание в Се-Яхе ученых, знакомство с их работой, несложные задания, связанные с наблюдениями за природой, могли бы заинтересовать детей, стимулировать их к учебе и получению высшего образования.