ТОМСК, 26 сен – РИА Томск. Ученые Томского госуниверситета (ТГУ)
совместно с коллегами из Москвы и Красноярска разработали армированный лед, основой
которого являются нити из разного рода волокон; такой лед можно использовать в Арктике для создания переправ через реки или площадок под буровые, сообщил в
четверг ТАСС.
Лед в Арктике можно
использовать в качестве конструкционного материала, но он имеет низкие показатели прочности и мгновенно ломается. Идея о том, как избавить лед от
этих недостатков, появилась у ученых после изучения конструкции крыльев
современных самолетов, которые создаются из особого вида ткани, которая
обрабатывается эпоксидной смолой и становится прочной, как металл, легкой, как пластик, и устойчивой
к перепадам температур, пишет ТАСС.
"Возникла мысль – почему бы не использовать подход, который
есть в авиации. Так мы и создали армированный лед, образцы уже есть у
нас в лабораториях
", – приводятся в сообщении слова советника гендиректора Всероссийского
научно-исследовательского института авиационных материалов и руководителя
лаборатории ТГУ Вячеслава Бузника.
По его словам, основа
нового композитного материала – нити из разного рода волокон, от льняных до
полимерных, и на данный момент 600 образцов волокон уже разработаны. Если
вморозить волокна в лед, то он становится прочнее в шесть раз, не разрушается
сразу и может гнуться. В зависимости от материала для основы будут меняться и
итоговые свойства армированного льда.
© РИА Томск. Александр Трепов
"Можно
использовать оптоволокно, и тогда еще будет сигнал о прочности покрытия – можно
понять, стоит его нагружать или нет", – отметил собеседник агентства.
Использовать
армированный лед можно для создания переправ через арктические реки, причалов в
арктических морях, а также буровых установок для нефтяников. Последние уже
заинтересовались разработкой – на переговоры с учеными вышла
"Роснефть", добавляется в сообщении.
Уточняется, что разработкой
занимались команды ТГУ, ВНИИ авиационных
материалов, Московского государственного технического университета имени
Баумана и Федерального исследовательского центра в Красноярске.