ТОМСК, 2 окт – РИА Томск. Федеральные законодатели из Госдумы и Совета Федерации возложили на региональных депутатов обязанности по контролю за исполнением национальных проектов. Накануне депутаты Законодательной думы Томской области побывали на объектах нацпроекта "Безопасные и качественные дороги". Подробности – в материале РИА Томск.
Как следует из материалов облдумы, нацпроект "Безопасные и
качественные дороги" – один из самых капиталоемких в РФ. За шесть
лет на модернизацию дорог планируется направить 11 триллионов рублей. Общий
объем финансирования работ в Томской области – 5,5 миллиарда рублей, из них 2,67
миллиарда поступили в регион в 2019 году. На эти средства планировалось
отремонтировать 178 километров автодорог.
"За последние три года в Томской области наметился явный рывок в
решении проблем транспортной доступности. Здесь и национальный проект, и
губернаторская программа. Но нельзя забывать, что за это время и областной
дорожный фонд вырос фактически в два раза – до 6,6 миллиарда. Все это очень
серьезно изменило ситуацию с дорогами в регионе", – считает спикер облдумы
Оксана Козловская.
По данным облдумы, в настоящее время работы по ремонту дорог в рамках
нацпроекта в Томской области завершены на 99,7%.
© пресс-служба Законодательной думы Томской области
Депутаты облдумы во время объезда
Городские магистрали
© РИА Томск. Павел Стефанский
По требованиям нацпроекта, за пять лет в регионе к нормативному состоянию (как по качеству дорожного покрытия, так и по обеспечению безопасности
движения) должны быть приведены 50% межмуниципальных дорог (сейчас требованиям
соответствуют 23,8%) и 85% дорог в черте Томска и Северска (в настоящее время –
56%), следует из материалов облдумы.
"В настоящее время все проекты по ремонту дорог в городской черте – как
в Томске (а это участки на Иркутском тракте и проспекте Ленина), так и в
Северске (участок дороги от ЦКПП до путепровода) – полностью завершены и сданы
заказчику. Претензий к качеству работы подрядчиков нет", – сообщил во
время объезда начальник областного департамента транспорта, дорожной
деятельности и связи Юрий Баев.
В Томске по нацпроекту в 2019 году ремонтировали две важные
магистрали – почти пятикилометровый участок Иркутского тракта (подрядчик ООО
"ТСК", общая стоимость ремонта 177,6 миллиона рублей. – Ред.) и два
участка проспекта Ленина: от Лагерного сада до улицы Плеханова и от Беленца до
переулка Батенькова (подрядчик ООО "ТСК", общая стоимость ремонта
127,9 миллиона рублей. – Ред.).
"По внешнему виду претензий к качеству проведенных работ у нас не
возникает. Но остается вопрос – как организован лабораторный контроль за
качеством материалов, технологиями, которые применяются на этих чрезвычайно
оживленных магистралях. Какую роль в этом процессе, к примеру, играет
ТГАСУ?" – задался вопросом зампредседателя облдумы Александр Куприянец.
Как пояснил депутатам директор регионального управления автомобильных дорог
("Томскавтодор"), а с недавних пор также депутат облдумы Юрий
Дроздов, сотрудники Томского государственного архитектурно-строительного
университета (ТГАСУ) по договору с "Томскавтодором" контролируют применяемые
подрядчиками технологии. А лабораторный контроль осуществляют сертифицированные
организации.
© РИА Томск. Михаил Голубев
"Все вопросы к качеству материалов, которые выявлялись в ходе
лабораторных исследований, были своевременно сняты подрядчиками. В настоящее
время отремонтированные участки городских магистралей полностью соответствуют
требованиям нацпроекта", – подчеркнул Дроздов.
Как в свою очередь отметил заместитель мэра Томска Вячеслав Черноус, по
условиям контрактов, подрядчики обязуются обеспечивать нормативное состояние
отремонтированных участков дорог в течение пяти лет. В случае обнаружения
проблем, устранять их подрядчик будет по гарантии за свой счет.
Гарантии качества
Вопрос гарантий качества дорог, отремонтированных в рамках нацпроекта,
стоит особенно остро, отмечали в во время объезда члены Совета облдумы.
Гарантийные обязательства при ремонте дорог подрядчики берут на себя не первый
год. Но известны и способы уклонения от выполнения обязательств – такими
лазейками раньше нередко пользовались недобросовестные застройщики.
"Каковы механизмы обеспечения гарантийных обязательств компании-подрядчика, если после окончания срока контракта она заявит о
собственном банкротстве? Не получится, что, получив федеральные деньги,
собственник обанкротит компанию и исчезнет?" – задалась вопросом глава
фракции "Справедливая Россия" в облдуме Галина Немцева.
© пресс-служба Законодательной думы Томской области
.
Баев пояснил депутатам, что недавние изменения в федеральном
законодательстве дали заказчикам дополнительные механизмы защиты от
недобросовестных подрядчиков.
"Мы можем привлекать к ответственности за качество дорожного ремонта
не только компанию-подрядчика, но и учредителей, и директора этой компании. Но
серьезные подрядчики сегодня заинтересованы в том, чтобы участвовать в
нацпроекте до 2024 года, им нет смысла "мышковать". Они покупают
новую технику, обновляют фонды и не уходят от претензий – им выгоднее
оставаться в проекте", – утверждает он.
Таким образом, по данным облдумы, ответственность за ремонт двух участков
проспекта Ленина и участка Иркутского тракта, теперь лежит не только на
компании "ТСК", но и на ее создателе Владимире Оккеле, а за ремонт в
Северске – на директоре "Кузбассдорстроя" Вадиме Панютине.
Загородные магистрали
Утверждения главы областного департамента дорожной деятельности косвенно
подтверждаются в ходе даже поверхностного анализа документации работ по
нацпроекту в 2019 году. Среди подрядчиков – сплошь компании с репутацией и
многолетним опытом работы.
Так, участок объездной дороги вокруг Томска (протяженность 4,3 километра,
стоимость 133,5 миллиона рублей) ремонтирует "Областное ДРСУ", мост
через речку Старица в Шегарском районе (стоимость 84,5 миллиона рублей)
компания "Красмост", участок трассы Р255-Сибирь в районе Черной Речки
с обустройством шумозащитной стены (стоимость 574,7 миллиона) –
"Кузбассдорстрой".
При этом, если к качеству ремонтных работ у местных жителей в этом году
претензий нет (по данным "Томскавтодора", в 2019 году не
зафиксировано ни одного обращения с претензиями), то дополнительные опции часто
вызывают вопросы. Например, в социальных сетях автовладельцы критиковали
шумозащитную стену у Черной Рчки, которая закрывает живописный вид на деревню.
В селе Корнилово (участок 9,4 километра, стоимость 122,7 миллиона рублей,
подрядчик "Областное ДРСУ") нарекание местных жителей вызывает
отсутствие достаточного количества обустроенных остановок общественного
транспорта, стоянок для школьного автобуса и пешеходных дорожек. При этом, по
мнению дорожников, беда в другом.
"Главная беда дороги в Корнилове – незаконные присоединения (съезды) к
автомобильной дороге. Мы пытаемся действовать через органы местного
самоуправления, но люди стихийно застраиваются, в том числе возводят дома
самовольно и строят самовольные примыкания к дороге", – настаивает
директор "Томскавтодора" Дроздов.
Как выяснилось в ходе депутатского объезда, появление большого числа
самостроев, в числе прочего связано с отсутствием проекта планировки территории.
"Проект планировки будет подготовлен. В него включено несколько
населенных пунктов Томского района, в том числе Корнилово. Цена вопроса высокая
для района – несколько миллионов рублей. Будем изыскивать средства в бюджете
2020 года", – сообщил депутатам замглавы администрации Томского района
Денис Празукин.
Вопрос подготовки проекта планировки в Томском районе члены Совета облдумы
взяли на особый контроль. По словам Козловской, без него не удастся перевести
дорогу, идущую через Корнилово, в более высокую категорию – в будущем это
позволило бы обеспечить ее цивилизованными пешеходными зонами.
Кто на дороге хозяин?
© РИА Томск. Павел Стефанский
По оценке депутатов, нацпроект "Безопасные и качественные дороги" в пятилетней перспективе способен серьезно изменить дорожную ситуацию в
регионе. В том, что к 2025 году 50% межмуниципальных автодорог будут приведены
в нормативное состояние, участники объезда не усомнились. Однако нацпроект не
решает еще одной важной проблемы – долгосрочного содержания наиболее
загруженных транзитных магистралей.
"На территории нашего региона порядка 12 тысяч километров дорог и 60%
из них это местные дороги, 40% – региональные. А вот федеральных автотрасс в
области всего 36 километров. Ежегодно мы тратим сотни миллионов рублей на их
содержание. В частности дороги Томск – Колывань – Новосибирск и Томск – Мариинск.
Наша задача в 2020-2021 годах передать их на федеральный уровень", –
сказал замспикера облдумы Куприянец.
По оценке председателя комитета облдумы по строительству, инфраструктуре и
природопользованию Сергея Автомонова, автотрассы Томск–Колывань–Новосибирск
и Томск–Мариинск – это главные транзитные магистрали через Томскую область в
соседние регионы.
"Мы уже готовим передачу участка автодороги через Колывань на
Новосибирск в федеральную собственность – готовятся документы. Но Минтранс
требует, чтобы для этого автодорога была приведена в полное соответствие с
федеральными нормативами. Пока для ряда регионов действуют послабления, в том
числе и для нас. Мы постараемся ими воспользоваться", – подчеркнул
Автомонов.
По его словам, автодорогу Томск – Колывань – Новосибирск в федеральную собственность
планируется передать в 2021 году, дорогу Томск – Мариинск до 2024 года.
О нацпроекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги"
В настоящее время в РФ реализуется нацпроект "Безопасные и
качественные автомобильные дороги". Его ключевые цели – повышение
безопасности дорожного движения, профилактике риска возникновения ДТП,
профилактике детского травматизма, снижению смертности при ДТП.
Включает в себя четыре проекта: "Дорожная сеть",
"Общесистемные меры по развитию дорожного хозяйства",
"Безопасность дорожного движения" и "Автодороги Минобороны
России".