RIATOMSK.RU
+4°C
4 апреля 2020  |  
22:40
  |  
+4°C
12:10  9 декабря 2019 г.

Дума Томска в преддверии выборов: итоги работы и главные задачи

Соколов Андрей
© РИА Томск. Яков АндреевДума Томска в преддверии выборов: итоги работы и главные задачи

ТОМСК, 9 дек – РИА Томск. Предстоящий 2020 год является завершающим годом работы Думы города Томска VI созыва. В единый день голосования в сентябре будущего года томичи будут выбирать депутатов гордумы на предстоящий пятилетний срок. О главных достижениях городской думы VI созыва и планах на будущее в интервью РИА Томск спикер гордумы Сергей Панов.

Принцип справедливости

- Осенью 2020 года завершает работу дума Томска VI созыва. Можно уже говорить о каких-то итогах ее работы?

- Много внимания все пять лет работы думы Томска VI созыва уделялось увеличению доходной части городского бюджета. Поскольку формируется она главным образом за счет налоговых и неналоговых поступлений, при формировании доходов бюджета во главу угла всегда ставился принцип справедливости – чтобы для людей с низкими доходами финансовая нагрузка не только не росла, а снижалась, а для людей с высокими доходами увеличивалась пропорционально их богатству.

- Речь идет о налогах, которые попадают в городскую казну? Это ведь главным образом налог на доходы физлиц (НДФЛ) и налог на имущество граждан (НИФЛ)?

- Именно так. И на размер поступлений по НИФЛ городская дума может повлиять весьма существенно. Так, например, в 2014 году были установлены новые ставки. Многие томичи тогда столкнулись с несправедливыми начислениями налога.

Они обратились в думу Томска, и мы в течение нескольких месяцев совместными усилиями депутатов, специалистов налоговой службы, исполнительной власти искали ответ – как сделать налогообложение справедливым, не нарушая федеральных законов? В итоге была разработана сложная шкала налогообложения, в которой были предусмотрены новые диапазоны. И после принятия этого решения жалоб горожан на несправедливость начислений по НИФЛ не стало.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Спикер Думы города Томска Сергей Панов
- Но с 1 января 2020 года система налогообложения снова поменяется. НИФЛ будут взимать с кадастровой стоимости имущества и, как минимум по ряду объектов налогообложения, суммы налога для горожан опять изменятся…

- Действительно, Томск вслед за всей страной переходит на НИФЛ по кадастровой стоимости. Пока принята условная ставка налога. Сейчас, когда кадастровая оценка всех объектов недвижимости в Томске утверждена (а она стала известна только в конце ноября), нам предстоит сделать более детализированную шкалу, чтобы система налогообложения была более справедливой.

Времени на это достаточно – первые платежи по новым правилам начисления НИФЛ томичи начнут выплачивать только осенью 2021 года. В 2020 года городская дума подготовит шкалу налогообложения, в которой будет детально расписано, кто из горожан по какой ставке будет платить налог.

- Уже можно однозначно сказать, как изменятся налоговые платежи и насколько?

- Нет, однозначно сказать нельзя.

Для многих томичей сумма налога точно снизится. Принятое нами решение является не только более справедливым. Это позволит привлечь в бюджет города дополнительные средства за счет вовлечения в оборот более 30 тысяч новых объектов, которые были введены в эксплуатацию после 1 января 2013 года и налогом вообще не облагались, хотя собственники их далеко не льготники и далеко не нуждающиеся люди.

При этом нужно понимать, что инвентаризационная стоимость имущества (по которой НИФЛ начисляется сейчас) не учитывает такого важного фактора, как физическое расположение объекта. То есть инвентаризационная стоимость двух равных по площади квартир в Кировском районе и в конце Иркутского тракта одинаковая. А кадастровая стоимость близка к рыночной и учитывает, в том числе расположение объекта, уровень износа, этажность. То есть чем больше стоит жилье на рынке, тем выше налог.

Это справедливый подход, который снимает непосильную налоговую нагрузку с людей, владеющих не самым дорогим жильем. Кроме того, стоит напомнить о вычетах и льготах по налогу на имущество физлиц. В результате в Томске собственники более чем 10 тысяч объектов недвижимости в принципе не будут платить налог. Это главным образом люди с низким доходом, многодетные семьи, одним словом незащищенные слои населения, имеющие небольшие квартиры.

Маршрутная сеть

- За пять лет работы думы одной из самых острых тем стала "маршрутная реформа"…

- Да, в свое время изменение маршрутной сети вызвало бурю недовольства у населения, поскольку для многих людей менялись привычные им схемы проезда на работу и с работы, за покупками и так далее.

Депутаты провели огромное количество собраний с жителями и на округах, и в общественных приемных, и на площадке думы. В итоге общими усилиями удалось не допустить изменения схемы движения маршруток в том виде, в каком их предлагала фирма "Радар" (подрядчик мэрии по разработке схемы движения маршрутного транспорта. – Прим. ред.).

- Сейчас нас ждет новый виток?

- С 1 января часть городских маршрутов будет объединена с межмуниципальными. Подготовка к этому велась уже с учетом уроков прошлого, и в данном случае мы можем говорить только об улучшении, а не об ухудшении положения пассажиров.

Ужесточаются требования к графикам движения автобусов. Устраняется чрезмерная конкуренция на одних и тех же участках дорог, которая приводит к бездумным гонкам автобусов на улицах города. Проработана и проблема проезда до присоединенных территорий, чтобы жители города могли добраться до них либо совсем без пересадок, либо делали пересадки в удобных для этого местах.

Безопасные раскопки

© предоставлено пресс-службой Думы города Томска
- За последние пару лет тема коммунальных раскопок на улицах Томска вышла в топ. При этом ремонт коммунальных сетей для наших широт – тема вечная. Почему сейчас к этому приковано такое пристальное внимание?

- С одной стороны, это связано с увеличением числа самих раскопок – коммунальная инфраструктура города стремительно дряхлеет и темпы ремонтных работ уже не поспевают за износом труб. С другой – постоянные многомесячные раскопки создают неудобство для всех горожан. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо разработать правила проведения таких работ.

- Какие пункты могут входить в эти правила?

- Например, требование проводить ремонт на сетях большими секторами, а не отдельными участками, когда коммунальщики ремонтируют небольшой участок трубы, а буквально через несколько дней она "рвется" рядом.

Второй вопрос уже стратегический. В декабре мы будем рассматривать вопрос о разработке концессионных соглашений, которые позволят привлечь в сферу коммунальной инфраструктуры частные инвестиции. Два года назад город выделил 100 миллионов рублей на ремонт сетей, но этих средств явно недостаточно. Надеюсь, в декабре мы сможем системно решить эту проблему.

- И каким образом инвесторы будут возвращать вложения? Через рост коммунальных тарифов?

- Это только один из вариантов. Причем не самый лучший. С одной стороны, нельзя обрекать Томск на коммунальный коллапс, с другой – нельзя налагать на горожан чрезмерную нагрузку по замене всей коммунальной инфраструктуры. При этом, если не принимать мер, аварии на теплосетях и сетях водоснабжения парализуют город.

Но концессионные соглашения – это не единственный путь. Есть возможность привлекать в эту сферу средства через участие в федеральных программах развития инфраструктуры. Мы предлагаем разработать такую программу для городов Сибири и Дальнего Востока. В городах с теплым климатом эта проблема так остро не стоит.

- Еще одна тема – неоднократное ужесточение требований к ограждению мест коммунальных раскопок…

- Мое личное мнение на этот счет: плохое ограждение места раскопок – это покушение на жизнь человека. В яму на месте раскопки может упасть человек, в том числе ребенок, и это может привести к гибели. В яму может провалиться автомобиль, и жизнь водителя и пассажиров также будет подвергнута риску. Я не понимаю, почему томские коммунальщики настолько наплевательски подходят к ограждению мест раскопок. Ждут трагического прецедента?

Я считаю, что нужно исключить такую возможность в принципе.

- И как в итоге планируется решать эту проблему?

- Изначально предполагалось, что для этого потребуется внести изменения в действующие в Томске правила благоустройства. Однако юридический анализ показал, что для изменения ситуации достаточно жестко следовать букве уже принятых федеральных законов и правил. Если руководствоваться ими в повседневной жизни и применять штрафные санкции, как этого требует закон, ситуация в корне изменится. Это же касается и благоустройства после завершения раскопок.

Правила благоустройства

- В последние годы благодаря нацпроектам актуальной для города стала тема летнего благоустройства. Дума активно участвует в этой работе.

- Работа над правилами благоустройства Томска была одной из самых напряженных для городской думы VI созыва. Это формирование лица города. Когда этих правил не было, благоустройство велось по принципу "кто в лес, кто по дрова". Фасадные решения, разбивка газонов и цветников, организация парковок, приводили к тому, что Томск стремительно превращался в глухую провинцию.

Теперь эти правила разработаны, но главное – введена серьезная ответственность за нарушения правил благоустройства.

- Кем была инициирована разработка этих правил?

- Нашими избирателями. Многих жителей возмущали стихийные паркинги под окнами, шум, пестрая реклама на зданиях. В итоге совместными усилиями представителей депутатского корпуса и сотрудников мэрии в этой части удалось найти решение.

Задачи для думы VII созыва

- Учитывая, что выборы нового созыва городской думы пройдут в 2020 году, можно говорить о первоочередных задачах для депутатов, которые придут осенью будущего года. Каковы они?

- В первую очередь, можно вести речь о защите бюджетной строки на ремонт внутриквартальных проездов и дворовых территорий. В этом году мы смогли обеспечить финансирование таких работ, депутатам будущих созывов нужно будет отстаивать это достижение.

- То есть на первых порах главное для обновленной думы – "не сдать позиции"?

- Не только не сдать, но и развить.

Взять, к примеру, муниципальную программу сохранения объектов деревянного зодчества "Дом за рубль". Она успешно работает, но депутатам предстоит приложить усилия и сделать так, чтобы инвесторы по истечении какого-то разумного времени смогли получить восстановленные ими здания с обременением, но в собственность. Такое решение позволило бы дать программе "Дом за рубль" дополнительный импульс.

- Есть еще какие-то переходящие задачи?

- Необходимо сохранить темпы ремонта объектов социальной сферы. например, ставить на капремонт не менее двух общеобразовательных учреждений в год. Нужно преодолеть диссонанс, когда в городе одновременно работают новые сверхсовременные школы, оборудованные по последнему слову техники, и школы, которые не ремонтировались десятки лет. Комплексный капитальный ремонт как раз снимает эту проблему.

Тот же подход нужно применять и к детским садам.

Еще одна тема, которую мы неоднократно поднимали на площадке думы – безопасность. В том числе дорог, ведущих к образовательным учреждениям. Они должны быть хорошо освещены. Мы добились, чтобы в проект бюджета на 2020 год вошли 10 миллионов рублей на установку новых фонарей. Освещенных улиц становится больше, но работы в этом направлении еще много. 

Очень хорошо себя зарекомендовала думская программа "От томского двора – до олимпийского пьедестала". За девять лет реализации программы в городе появились 52 многофункциональных спортивных комплекса, семь детских спортивно-игровых площадок, 204 комплекса общей физической подготовки. В следующем году по этому проекту новые спортплощадки получат и целый ряд детских садов.

- Одна из животрепещущих тем Томска – парковки личного автотранспорта в центре Томска.

- Да, это тоже задача для депутатов следующего созыва. Необходимо будет создавать в центре платные парковки. Делается это не для повышения доходов казны, а чтобы ограничить использование личного транспорта на центральных улицах, что в свою очередь приведет к уменьшению пробок и росту пассажиропотока в муниципальном транспорте.

Речь не идет о запрете на парковку повсюду, право поставить машину на муниципальной земле у горожан никто не отнимет. Но в наиболее востребованных местах парковки должны стать платными. По практике других городов бесплатной парковка может быть первые пару часов. Это позволит томичам успеть решить свои вопросы и парковочное место не будет занято целый день.

Мемориальные вопросы

- В 2020 году в России отмечается 75 лет победы в Великой Отечественной войне. Какие-то начинания дума будет инициировать в этой связи?

- Разумеется, тема сохранения памяти о Великой Победе – один из приоритетов для городских депутатов. Речь идет и об особых мерах социальной поддержки ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше, и об организации школьных музеев воинской славы, которые призваны воспитывать патриотические чувства у учеников. На это выделяются бюджетные средства и, надеюсь, в следующем созыве эти традиции найдут поддержку.

Еще одна программа, которую нужно непременно оставить в бюджете, – переселение маломобильных томичей в приспособленное для них жилье. Если поначалу случаи переселения инвалидов-колясочников на первые этажи или в новые дома, приспособленные для их самостоятельного выхода на улицу, были единичными, то в 2019 году этой возможностью воспользовались девять семей.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке