ТОМСК, 6 мар – РИА Томск. Ученые факультетов философии и психологии Томского госуниверситета (ТГУ) завершили двухлетнее исследование, посвященное социальной апатии учителей; исследователи выявляли основные сложности в работе педагогов и сформулировали стратегию адаптации, выводы опубликованы в монографии и методическом пособии, которые школы получат бесплатно, сообщает в пятницу пресс-служба вуза.

Отмечается, что исследование профессионального выгорания и, как следствие, социальной апатии у школьных учителей ученые проводили в школах Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края. Исследователи постарались взглянуть на проблему глазами самих педагогов.

"Ученые философского факультета и факультета психологии ТГУ завершили двухлетнее исследование, посвященное социальной апатии учителей… Социологи брали нарративное интервью у учителей разного возраста со стажем работы от одного года до 42 лет", – говорится в сообщении.

Причины выгорания

В ходе исследования многие респонденты говорили о чрезмерной нагрузке, в том числе о большом объеме "бумажной" работы, о том, что постепенно "утрачивается учительское сообщество". Среди проблем и вызовов учителя часто упоминали культ прав ребенка, сложности общения с родителями учеников, отсутствие поддержки либо давление со стороны руководства школы, низкий социальный статус учителя и невысокую зарплату, отмечается в сообщении.

Еще одной причиной выгорания служит то, что у учителей "отложенный" результат труда. Зачастую они его не видят или обнаруживают через годы, из-за чего возникает ощущение бессмысленности работы. Врачи, например, могут сразу увидеть результат – пациенту становится лучше или хуже, а учителя даже не наблюдают этого, отмечая, что ЕГЭ не всегда может служить мерилом учительской работы.

"Согласно разным исследованиям, 60-70% учителей часто испытывают стресс на работе. Он присутствует и у тех, кто работает в частных учебных заведениях с высокой оплатой, и в школах со сложным социальным контекстом. Проблема выгорания есть не только в России, но и в тех странах, где учитель имеет очень высокий социальный статус и хорошо финансово обеспечен, например, в Канаде и Финляндии", – цитируется руководитель проекта, доцент кафедры социологии ФСФ ТГУ Роман Быков.

Советы педагогам

Исследование показало, что преподавателей, воспринимающих собственную профессию как творчество, становится все меньше. Школьное образование "зажато" в рамки рыночной экономики, поэтому и подход учителей все чаще становится инструментальным, подчеркивается в сообщении.

"Чтобы помочь педагогам в выборе способов адаптации, социологи составили "Пособие по рефлексии для учителей". Брошюра содержит в себе советы, которые педагоги дают коллегам для восстановления гармоничной и продуктивной профессиональной позиции. Результаты исследований изложены в монографии. Оба издания ученые готовы предоставить школам в электронном и печатном виде на безвозмездной основе", – говорится в сообщении.