ТОМСК, 8 мар – РИА Томск. Рабочее место томички Марины Бартеневой находится на высоте около 50 метров от земли: чтобы до него добраться, нужно сперва подняться по многометровой металлической лестнице. 18 лет она работает машинистом башенного крана в Управлении механизации №2 (УМ-2), оказывающем услуги по эксплуатации строительной грузоподъемной техники. 

Вид сверху   

Марина Бартенева всегда на высоте: стройна, подтянута, летом – на велосипеде, зимой по выходным ходит на лыжах, а в рабочие дни ее планка еще выше – около 50 метров над землей. Ее профессия – машинист башенного крана.

"Я на всех кранах работала в УМ-2. Вид с высоты красивый, особенно весной красиво и зимой, когда первый снег выпадает", – рассказывает собеседница.

Марина осматривает кран, обметает рельсы и ловко всего за несколько минут скрывается из виду, оказываясь высоко над землей на своем рабочем месте. Сейчас она работает на строительстве 17-этажного дома в микрорайоне Радонежский, по восемь часов в день управляя огромной махиной.   

"Однажды прошлым летом я работала на 408-м кране, который выше, чем этот. В тот день быстро наступила темнота, резко подул ветер и полил дождь. Я в этот момент была в кабине – подавала окна. Когда поднялся ветер, мы еще не успели их выгрузить из корзины. У меня кран "погнало", я его с трудом остановила. Внизу были люди, и я очень боялась, что окна на них упадут, но все обошлось", – рассказывает собеседница агентства.

Зимой в кабине тепло: работает печка. Работа крана приостанавливается только при температуре минус 33 и ниже. Летом работать сложнее – в жару кабина очень быстро нагревается.

Строить – не шить

Вообще-то у Марины вполне женская и не экстремальная профессия – по образованию она швея и всегда мечтала о том, чтобы шить, а не строить. Но жизнь распорядилась по-другому: в 1990-е швейные фабрики стали закрываться и встал вопрос с работой.

"В 2002 году, мне тогда было 30 лет, я ехала в транспорте, разговорилась с мужчиной – он оказался преподавателем на учебном комбинате и предложил мне пойти учиться на машиниста башенного крана. Я долго сомневалась, потому что к строительству вообще никакого отношения не имела. В итоге я уволилась со старой работы и пошла учиться, потом устроилась в УМ-2", – рассказала Бартенева.

Первое время она немного боялась высоты, но потом страх прошел. Коллеги-мужчины над крановщицей не подтрунивали, а, наоборот, поддерживали.

"Был случай, прихожу утром на работу, лежит мешочек с конфетами и яблоком на столе. Я подумала, что это забыл кто-то, залезла на кран, а коллега мне кричит: "Почему не взяла пакетик? Это тебе!". Так порой и было, что мне оставляли такие гостинцы", – отметила крановщица.

За годы работы Марина освоила все виды кранов и участвовала в строительстве почти всех новых микрорайонов в Томске – в Зеленых Горках, на улице Нефтяной, а также строила школы на улице Никитина, в Радонежском, восстанавливала многоэтажку после пожара на улице Сибирской, 33 (30 ноября 2012 года в квартире 10-этажного дома по улице Сибирской, 33 произошел взрыв баллона с бытовым газом во время монтажа натяжного потолка. Погибли три человека. – Ред.).

"За 18 лет мы много что построили в Томске. Но когда я проезжаю мимо дома, который построила первым, то сердце екает: это десятиэтажка на улице Рабочей. Когда я там стажировалась, первое время было тяжеловато: долго не получалось, но потихоньку втянулась в работу", – вспоминает собеседница агентства.

Марина рассказывает, что зарплата у машиниста крана неплохая – она зависит от количества отработанного времени. Причем, чем на большей высоте ты работаешь, тем больше заработок.

Могут работать не все

"Работа машиниста башенного крана – не женская, тяжелая, требующая особых навыков и умения. Это не всем дано. Мы набираем на обучение курс порядка 10 человек, из них остаются один-два человека максимум", – говорит представитель УМ-2 Артем.  

В этой компании, кстати, каждый второй крановщик – женщина. Самой молодой из них около 25 лет.

"Я люблю свою работу, нравится мне она, никогда не хотела ее поменять. Я нашла, видимо, свое", – подытожила Марина Бартенева.