RIATOMSK.RU
-3°C
7 декабря 2021  |  
1:57
  |  
-3°C
12:20  6 апреля 2020 г.

"Без гостей грустно": как выживает томский общепит в самоизоляции

Тайлашева Елена Владимировна
© со страницы кафе "Гости" в InstagramБез гостей грустно: как выживает томский общепит в самоизоляции

ТОМСК, 6 апр – РИА Томск, Елена Тайлашева. Томские бары и рестораны запустили акцию "Поддержи свое любимое заведение" и разместили в соцсетях ролик, в котором рассказали об особенностях работы во время режима всеобщей самоизоляции. Выручка стационарного общепита просела в десять и более раз, бизнес надеется на отмену ограничительных мер после 15 апреля.

Поддержите!

"Без гостей грустно, залы пустуют. Стулья подняты. Мы ждем, когда это все закончится и мы вновь откроем свои двери в полной мере. (Сейчас) учимся работать по-новому: даем скидку на самовывоз, работаем в режиме магазина. Открыли доставку. Разработали специальное меню для доставки с приятными ценами.

Естественно, используем полные меры защиты – у нас везде стоят санитайзеры, обрабатываем помещение дезинфицирующими средствами, проводим обработку поверхностей каждые полчаса. Носим маски, одноразовые повязки, перчатки. Соблюдаем дистанцию. Наклеили наклейки, чтобы гости следили за расстоянием (между собой)", – рассказывают управляющие, директора и бармены томского общепита.

"Россия для веселых. Поддержи свое любимое заведение!" – призывают они.

Ролик о том, как живется практически "изолированному" от гостей общепиту, был снят силами восьми кафе, баров и ресторанов, но конкретных названий в нем не упоминается:

"Это не реклама. Мы, с одной стороны, хотим привлечь внимание постоянных гостей к любимым заведениям, которые в данный момент нуждаются в поддержке. С другой – надеемся на консолидацию отрасли в борьбе за выживание: любому заведению, желающему разместить ролик у себя в социальных сетях и присоединиться к нашей акции, предоставим его с большой благодарностью", – сказал директор бара Meet Up Тимур Мухтаров.

www.youtube.com
"Мы творим магию", "Мы дарим людям веселье", "Мы жизнерадостные ирландские братья", "Мы как пчелки – несем настроение и сладость людям", "Максимально американские во всем городе", – рассказали о себе в ролике томские заведения, показывая разнообразие, которое пока есть в общепите.

Не поддаваться панике

По мнению рестораторов, сейчас отрасль находится на грани выживания, и они всеми силами стараются найти выход.

"Вся эта ситуация заставила нас в очень короткие сроки менять формат: из кафе-кондитерской мы переформатировались в магазин, и хорошо, что наша концепция и продукт в ТОРТА позволяет это сделать практически безболезненно. Формат на вынос кофе и пирожного уместен и понятен, гости на это идут охотно. А вот в нашем кафе "Гости" ситуация совсем нерадушная", – рассказывает один из героев ролика, директор кондитерских ТОРТА и кафе "Гости" Оксана Березина.

По ее словам, первое, что сделали в "Гостях", – это стали работать на самовывоз, запустив флешмоб #шагнавстречугостю с рядом других заведений. Томичи, забиравшие блюда самостоятельно, получали скидку 20%.

"Выручка и гостепоток упали в 10 раз, а платежи прямых затрат остались неизменными. У нас достаточно непростое производство, что влечет за собой немаленький штат, как на кухне, так и на сервис-группе, и такое количество людей просто невозможно содержать. Самая защищенная часть команды – это официанты и бармены, так как это в основном студенты, которые подрабатывают и у них зачастую бесплатное проживание в общежитии. А что делать с поварами, у которых семьи и обязательства?..

Мы стали искать еще варианты, как увеличивать каналы сбыта и максимально сохранить команду. За пару дней запустили доставку своими силами, попросив ребят из команды, у которых есть свои машины, делать доставку самим. Они являются прямыми носителями бренда, понимая и транслируя суть концепции. Могут ответить на вопросы, а главное, они не механично разносчики еды, это те люди, которых можно видеть, приходя к нам в кафе", – рассказывает Березина.

© РИА Томск. Таисия Воронцова
"Также мы работаем с Яндекс.едой. Для заведений это очень невыгодное сотрудничество: сервисный сбор составляет 35%, что съедает практически всю прибыль. Но это помогает хоть как-то осуществлять деятельность, быть на слуху и генерировать жизнь, не поддаваясь панике", – говорит Березина.

Десятикратное падение выручки касается практически всех заведений "со скатертями", но страдают и более мобильные форматы. Так, представитель компании "Сибирские блины" сообщила, что "катастрофическое падение" началось с 28 марта, когда официально началась нерабочая неделя:

"За три дня продажи обрушились на 50% по сравнению с планируемым оборотом при функционировании сети в нормальных условиях. С 30 марта региональные власти ужесточили меры борьбы с коронавирусом и приняли решение приостановить деятельность кафе и ресторанов, что привело к дальнейшему падению продаж. С начала апреля продажи снизились еще на 65% по отношению к планируемым".

Сейчас "Сибирские блины" приостановили подготовку к открытиям новых торговых точек, павильоны с посадочными местами перевели в режим розничных магазинов, две блинные в Томске закрыли (из имеющихся 21-й; в Кемерове закрыли 18 торговых точек из 48). Также в два раза уменьшили ассортимент выпускаемой продукции, потому что цены на часть сырья повысились в 5 раз, а с частью возникли перебои в поставках.

"Топ-менеджеры компании, включая генерального директора, урезали свою заработную плату на 20-50%. Сейчас мы оперативно разрабатываем и тестируем сервис доставки и предзаказа. С 3 апреля его запустили в Томске, с 7 апреля опция заработает в Кемерове", – сообщил представитель компании.

© предоставлено Маргаритой Горезиной
"После кризиса ресторанная отрасль перестанет быть такой привлекательной для романтиков, мечтающих открыть свое кафе. В ней останутся заведения с сильной концепцией, с привлекательным брендом, с крепкой командой", – считает совладелец кафе "Разговоры" Маргарита Горезина.

Рынок на грани

В таком режиме, говорят рестораторы, они не смогут держаться долго. Хотелось бы рассчитывать на помощь государства, но все меры, заявленные по господдержке, пошли "мимо кассы".

"Например, кредиты под зарплаты с нулевой процентной ставкой. Они даются по количеству сотрудников по 1 МРОТ на каждого. Ну спасибо, вы очень здорово мотивировали нас в дальнейшем платить зарплату вбелую! Отсрочки по налогам и сборам – тоже смешно: через 3-6 месяцев мы будем должны заплатить все. Вопрос – с каких средств?" – поясняет совладелец кафе "Дыхание вока" Алексей Степанов.

Отсрочка коммунальных платежей тоже, по его словам, оказалась неработающей:

"Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями имеют единицы организаций, остальные компенсируют это своему арендодателю, а он не может попросить отсрочки, так как не относится к пострадавшей отрасли.

Возможность кредитных каникул тоже мимо кассы: если мы посмотрим на суммы, то лимит для ИП 300 тысяч для бизнеса – это даже не оборотная операционка! На мой взгляд, власть показала, что она далека от народа и не понимает, как работает бизнес, и при этом требует не сокращать никого. В общем, легче верблюду пройти через игольное ушко, чем российскому предпринимателю получить господдержку", – говорит Степанов.

По его данным, томский общепит имел оборот 2,6 миллиарда рублей в год, работало порядка 1000 заведений, в которых трудилось приблизительно 12 тысяч человек (с учетом теневой занятости).

"Из них 2/3 или уже вылетели, или вот-вот вылетят. Если 15 апреля нас откроют (губернатор объявил режим полной изоляции на этот срок), то безвозвратные потери составят 25-30% по рынку. Если режим продлится до и после 1 мая, то от рынка останется 15% в лучшем случае, и на рынок труда вылетят 10 тысяч человек", – считает Степанов.

* * *

Ранее сообщалось, что 11 марта ВОЗ объявила пандемию коронавируса. Чтобы сдержать распространение COVID-19, неделя с 30 марта по 5 апреля была объявлена в РФ нерабочей. 2 апреля президент продлил "каникулы" до 1 мая. Кроме того, c 31 марта по 14 апреля в Томской области действует режим полной самоизоляции, предполагающий запрет на выход из дома без веской причины. Кафе и ресторанам власти запретили принимать посетителей в залах, было рекомендовано перейти в режим торговли навынос.


Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке