RIATOMSK.RU
+9°C
20 апреля 2024  |  
17:31
  |  
+9°C
14:19  22 апреля 2020 г.

Томские эксперты: отмена охоты восстановит популяции дичи на треть

Тайлашева Елена Владимировна
© РИА Томск. Павел СтефанскийТомские эксперты: отмена охоты восстановит популяции дичи на треть

ТОМСК, 22 апр – РИА Томск, Елена Тайлашева. Весенняя охота на пернатую дичь в 2020 году полностью отменяется. По словам экспертов, этот вынужденный перерыв позволит природе восстановить популяцию дичи – по некоторым видам на треть. Особо сознательные охотники пошли еще дальше и предлагают зачехлять ружья законодательно раз в пятилетку. Подробности – в материале РИА Томск.

Ранее сообщалось, что с связи со сложной эпидемиологической ситуацией губернатор Сергей Жвачкин 22 апреля подписал постановление о запрете весенней любительской и спортивной охоты на пернатую дичь на территории охотничьих угодий Томской области.

Также со ссылкой на ученых Томского госуниверситета (ТГУ) сообщалось, что временный запрет на охоту неоднократно применялся в советское время по отношению к разным видам животных и был действенным. Причем, положительные результаты может дать даже временное ограничение на один весенний сезон. Например, использование такой меры по отношению к уткам, которые являются главной мишенью для охотников, позволило бы значительно увеличить их численность к осени.

Тишь да гладь

Сезон без охоты поможет природе восстановиться, считает доцент Биологического института ТГУ Игорь Коробицын. Так, у водоплавающей дичи популяция может вырасти до 30%:

"Подавляющее большинство охотников в Томской области охотятся именно на водоплавающих, за сезон добывается несколько десятков тысяч птиц. Для охотников "утки". Это собирательное понятие, но уток у нас около 15 видов, каждая со своей динамикой, и некоторые из них довольно редкие. 

К сожалению, централизованного подсчета их численности, в отличие от охотничьих видов млекопитающих, не проводится, и, соответственно, присутствует субъективность при определении лимита добычи. Но данные ученых говорят о том, что количество водоплавающих в последние годы сократилось в разы. К сожалению, традиции нашей охоты не учитывают этих тенденций. У нас уток пострелять – как за грибами сходить", – добавляет биолог.

Он считает, что запрет охоты, пусть и вынужденный, поможет уткам спокойно вывести потомство, за счет этого и вырастет популяция. И не только благодаря тому, что их не будут стрелять – даже просто из-за тишины на воде:

"Снизится фактор беспокойства, ведь резкий звук от выстрелов пугал птиц, слетевшие с гнезд самки демаркировали себя и нередко кладки разорялись вороной. В дальнейшем хотелось бы, чтобы (для поддержания численности популяции) сроки охоты на уток были не максимально возможными, как сейчас (10 дней), а в зависимости от ситуации с ресурсом водоплавающих могли и сокращаться, например, до 3-5 дней", – считает ученый.

© РИА Томск. Павел Стефанский
Обычно сезон охоты на уток длится 10 дней, но учитывая, что по разным районам его сроки смещаются (на юге начинается раньше, дальше к северу – позже), то в целом на территории Томской области охота на водоплавающую дичь длится 2-3 недели.

Природа отблагодарит

У самих охотников, которые наблюдают состояние леса давно и регулярно, родилось еще более радикальное предложение: периодически проводить "профилактический" отказ от какой-либо охоты. 

"Скажем, раз в пятилетку объявлять Год дикой природы и запрещать какой-либо вид охоты, давая природе возможность восстановиться", – предлагает председатель координационного совета областной фермерской ассоциации "Томская АККОР", координатор проекта "Село. Территория развития" ОНФ Владислав Береснев. 

По его словам, последние годы он стал замечать снижение численности диких животных:

"Я охотник и рыбак со стажем – 30 лет по 5-10 выездов в год. И все чаще задаю себе вопрос: почему в наших лесах, реках и степях так мало жизни? Бывали дни, когда в глухой тайге за пару дней я не видел и следа звериного. В то же время любой, кто бывал в Европе, видел огромное количество диких животных в местах, где и леса-то не найти. Читал недавно, что в Германии за год застрелено 820 тысяч кабанов. У нас с мышами в лесу столько живности не найдешь…

Этому несколько причин. Первая: доступность мототехники высокой проходимости. В 2000-х иметь второй автомобиль специально для охоты и рыбалки стало обыденностью. Плюс массово появились снегоходы и квадроциклы. Островков покоя животных практически не осталось. Краснокнижных косуль зимой просто ножами "берут": они не могут по снегу быстро передвигаться, к ним подъезжают на снегоходе и режут".

Вторая причина, по мнению Береснева, – разрешение к применению в любительской охоте нарезного оружия.

"В СССР его применение допускалось только в армии и профессиональными охотниками, для которых охота – работа (в основном на пушного зверя). При этом купить его было, скорее, мечтой, чем реальностью. В наше время доступность и легальность нарезного оружия позволила охотникам добывать животных с кратно больших дистанций, 200-300 метров теперь стали "рабочими". 

Для сравнения: с гладкоствольным оружием приходилось скрадывать зверя до расстояния 20-40 метров. А это очень непросто! По птице та же ситуация. В итоге выживание сузилось до КРАЙНЕ недоступных островков природы. А таких тоже стало меньше – 2000-е стали расцветом лесозаготовки", – поясняет он.

Отдельно Береснев отмечает деградацию природоохраны:

"Инспекторов практически не стало. А те, которые остались, сидят без техники и бензина в кабинетах. Я за свою охотничью историю потратил, наверное, тысяч 300 рублей, помогая финансово, ГСМ, запасными частями и прочими необходимыми для работы материалами. 

Так не во всех регионах. Для примера можно взять Хакасию, где особый подход к охотничье-рыболовному хозяйству. Я два раза ездил туда на охоту, и оба раза меня проверяли инспектора. Там в лес заезжаешь, а тебя фотоловушка уже фиксирует. Как результат – без добычи редко кто уезжает. Но и без разрешительных документов охотиться уже мало кто рискует. Косули, кабаны уже по районным центрам ходят". 

© предоставлено Владиславом Бересневым
"За 30 лет охоты и рыбалки в Томской области меня ни разу не проверили. Знаю людей, которые добывают по несколько лосей в год, при этом ни разу не брали разрешение на охоту. Лосятину такие "охотники" продают дешевле говядины – за 180-200 рублей (в прошлом году)", – рассказывает Владислав Береснев.
По словам Береснева, многие охотники покупают разрешение на добычу какую-нибудь мелкой дичи, а стреляют в итоге крупную. 

"Каждого трудно проверить на наличие разрешения. А если раз в пятилетку запретить охоту вообще, то каждый, кто будет в лесу с оружием, будет 100% браконьер – можно задерживать! Конечно, не все "коллеги" по увлечению мое предложение поймут – без охоты оставаться трудно. Но это стоит того и окупится с лихвой", – утверждает он.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке