RIATOMSK.RU
+26°C
10 мая 2024  |  
22:02
  |  
+26°C
11:57  10 мая 2020 г.

Пандемический маршрут: как журналист РИА Томск выбиралась из Италии

Чёрная Элеонора
© РИА Томск. Элеонора ЧернаяПандемический маршрут: как журналист РИА Томск выбиралась из Италии

ТОМСК, 10 мая – РИА Томск. Тысячи россиян "застряли" за рубежом из-за закрытия границ между странами в условиях пандемии. Среди них была и корреспондент РИА Томск Элеонора Черная, уехавшая в начале года в Италию на учебу. Однако ей удалось найти "лазейку" между странами и вернуться в Томск. Об этом – в материале Элеоноры.

Италия входит в число стран, наиболее пострадавших от пандемии. По последним данным, в целом в стране была выявлена 281 тысяча случаев COVID-19. Жертвами коронавируса стали более 30 тысяч человек.

Карантин в Милане

Италия ушла на карантин 10 марта. Власти запретили передвижения из одного региона в другой и попросили граждан не выходить из дома без особой надобности.

В первые дни карантина казалось, что жизнь не особо изменилась. Еще до изоляции я привыкла работать удаленно из дома, по-прежнему имела возможность выходить в магазин за продуктами, иногда гуляла вдоль каналов Милана. Но каждый день давал новый рост по заболевшим коронавирусом, поэтому постепенно я отказалась от прогулок, вместо супермаркетов выбирала магазины с минимальным числом покупателей.

Жить старалась по расписанию: онлайн-уроки, работа, обед, магазин, работа и ужин. В восемь часов вечера как и многие миланцы смотрела тв-новости, чтобы узнать статистику за день – по заболевшим, погибшим и выздоровевшим.

© РИА Томск. Элеонора Черная
В такси и на улице в Милане

Неутешительные данные по Италии и всему миру, сюжеты о людях, которые потеряли близких – пожилых и молодых, рассказы об итальянцах, оставшихся без средств к существованию – такой была информационная картина каждого дня. Колоссальные масштабы разворачивающихся событий: города опустели и почти три миллиарда людей находились в изоляции.

Первое время итальянцы выходили петь на балконы по вечерам и аплодировали врачам, которые работают без продыху. Постепенно этот энтузиазм угас. Появилось четкое ощущение, что мир встал на паузу. Виртуальная реальность без социальных контактов вживую, домашняя жизнь, эдакий "день сурка", новости о пандемии, разрушившиеся планы и невозможность строить новые проекты – депрессия взяла свое.

Моя личная ситуация усугублялась тем, что я по-прежнему должна была платить за свои апартаменты в Милане (дорогое удовольствие), потеряла местную работу (учитель русского языка для детей-билингвов) и не знала, когда встречусь с семьей (мои родные живут в Томске).

"Застрявшие хотят домой"

С одной стороны, я понимала, что ехать в Сибирь в условиях пандемии – это риск, и по пути можно "подцепить" все, что угодно. С другой, оставаться в Милане без учебы офлайн и работы не было смысла. Очевидно, что жизнь нескоро вернется в прежнее русло. И хоть итальянские друзья советовали переждать карантин в Милане, я приняла решение лететь, чтобы быть рядом с семьей.

И как раз в это время мне пришло СМС от абонента "Gosuslugi": "Внимание! Приостановлены все авиарейсы в Россию. Для возвращения в РФ или получения финансовой помощи требуется заполнить форму на портале Госуслуг".

И я начала искать варианты. Заявление на финансовую помощь (2,4 тысячи рублей в день) заполнила, но пришел отказ. Скорее всего так случилось, потому что я приехала и застряла в Италии не как туристка, а по студенческой визе.

Продумывала маршрут. Выяснила, что отменены даже специальные вывозные рейсы из Италии в Россию, запланированные МИДом. В Telegram я познакомилась со многими россиянами, которые оказались "заблокированными" в самых разных точках мира. Чат с названием "Застрявшие хотят домой" стал для нас главным источником информации.

© РИА Томск. Элеонора Черная
Чат для тех, кто пытается выехать из Италии

Здесь активисты публиковали данные от МИДа, собирали подписи для обращений к нашему правительству, обсуждали варианты "побега". Тысячи сообщений от тысяч людей. Кто-то из "застрявших" сидел без денег и матпомощи, кому-то нечем было платить за жилье, у кого-то уже закончились визы. Для всех нас это была экстремальная ситуация.

Регионы "в пролете"

В 20-х числах апреля в чате "Госуслуги: Рим – РФ" появилась информация о рейсе Рим–Санкт-Петербург–Москва на 29 апреля. Этот перелет был возможен только для россиян, которые проживают в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. К слову, рейс не бесплатный. Его выполнял "Аэрофлот" и билет стоил 200 евро.

Жителям регионов никакой альтернативы не предложили. Мы до последнего надеялись попасть в списки пассажиров. Накануне вылета некоторые все же получили приглашение на рейс.

Надо понимать, что организовать трансфер из регионов Италии до Рима за 12 часов – целая проблема: поезда в условиях карантина ходят редко или вовсе отменены, такси стоит неприлично дорого (из Милана, например, около тысячи евро). Поэтому многие из "счастливчиков" просто не успели приехать к рейсу вовремя.

Интересная ситуация сложилась с некоторыми москвичами и питерцами, которые тоже не явились на рейс, но сообщили об этом не заранее (а это был бы шанс для жителей регионов занять их место), а за несколько часов до вылета. В общей сложности на рейс не приехали более 50 человек (по данным из чата).

"Застрявшие", конечно, эту тему обсуждали бурно. Дело в том, что в случае неявки пассажира на предложенный рейс МИД прекращает оказывать ему материальную помощь – говорят, что день в день. Выводы напрашиваются сами собой.

Минская схема

После "несостоявшегося" Рима у меня оставался только один шанс – дорога через Минск, далее в Смоленск, в Москву и затем в регион. В Telegram этот путь получил название "Минская схема". Вариант обрастал десятками слухов и историй. У меня было много вопросов, на которые никто не смог ответить достоверно: должна ли я сесть на карантин в Белоруссии, Смоленской и Московской областях.

Скрестив пальцы, я купила билет по маршруту Милан – Минск на 2 мая.

Утром 2 мая, в перчатках и маске (одна маска "повышенной защиты" стоит около 15 евро), с двумя чемоданами села в такси до аэропорта Мальпенса. Новшество миланского такси: между пассажиром и водителем установлен пластиковый барьер.

© РИА Томск. Элеонора Черная
В аэропорту Милана
В аэропорту все прошло быстро и без традиционного столпотворения на паспортном контроле. Самолет оказался полупустым и практически все пассажиры сидели по одному человеку в ряду.

Минск. На входе в аэропорт прибывшим из Милана замерили температуру, гражданам Белоруссии предложили сдать тест на коронавирус. В целом нас, бегущих из Ломбардии, наиболее пострадавшего от вируса региона Италии, встретили очень организованно. И уже через 15 минут я ехала к белорусско-российской границе в такси (единственном доступном для россиян виде транспорта на тот момент – поезда и самолеты в РФ отменены).

© РИА Томск. Элеонора Черная
В аэропорту Минска

Краснинский таможенный пост – здесь я должна была пересесть в российское такси. Подъехали. Село, вокруг поле, на дороге стоят два пограничника. Они проверили российский паспорт, никаких документов для заполнения не предложили, вопросов не задавали. "Езжайте".

И вот тут выяснилось, что российское такси ждет меня на другом посту – более крупном. Как мне позже рассказал водитель, там пришлось бы идти пешком с чемоданами от автостоянки до здания поста около километра, мол, такие правила.

© РИА Томск. Элеонора Черная
На границе Белоруссии и России

Машину на границе я ждала около часа. Затем еще час дороги, и я в Смоленске. В гостинице, которую выбрала для ночлега, не было других постояльцев. При заселении от меня потребовали показать билет в Москву (я купила заранее на поезд-"Ласточка") и российский паспорт. Про необходимость сесть на карантин никто из сотрудников отеля не сказал. Также никто их них не носил маски или перчатки.

В этот день пришло СМС от авиакомпании S7. Мой рейс Москва – Томск был отменен. Вместо него предстояло лететь по маршруту Москва – Новосибирск – Томск.

Большие города, пустые поезда…

Поездка из Смоленска до Москвы прошла без каких-либо сюрпризов. Билеты на "Ласточку" продавались таким образом, чтобы на каждом ряду мог сидеть только один человек. Все проводники использовали маски и перчатки, как и многие пассажиры.

В Москве я взяла такси до аэропорта. Первым делом водитель попросил показать электронный пропуск для передвижения по городу (его я оформила за несколько минут в интернете; выглядит как QR-код), а потом предложил снять маску, мол, это бесполезная мера. Я отказалась и сообщила, что еду из Италии. Таксист не стал задавать лишних вопросов, обработал руки антисептиком и надел свою маску.

© РИА Томск. Элеонора Черная
Аэропорт Домодедово. И в "Ласточке" Смоленск–Москва
Домодедово. Пустой аэропорт – от него я до сих пор под впечатлением. Один из моментов, когда понимаешь, как сильно изменилась наша жизнь, и как долго мир будет приходить в себя.

Ранним утром следующего дня я была в Новосибирске. В аэропорту Толмачево нас согнали в небольшой коридор, где просто физически невозможно соблюдать дистанцию. По одному человеку приглашали пройти за стол к волонтеру в белом халате, который записывал данные пассажиров. На эту процедуру ушло около часа.

В аэропорту Толмачево в Новосибирске

"Вы вернулись в домашний регион"

Через семь часов ожидания и полета, наконец-то, Томск. Пока я ждала свои чемоданы, краем глаза заметила, что на выходе из багажного отделения полицейские проверяют паспорта женщин. Оказалось, ждали меня. "Боялись, что вы сбежите", – пошутил проверяющий.

Дело в том, что я сообщила через томских коллег в контролирующие органы, что еду из Италии и согласна провести две недели в обсерваторе, так как не хочу рисковать здоровьем своей семьи. Мало ли что…

Медик в аэропорту замерила мою температуру, посмотрела горло. После чего на микроавтобусе меня доставили в поселок Калтай на базу "Томь".

© РИА Томск. Элеонора Черная
Обсерватор на базе "Томь"
Двухместный номер на втором этаже – мой дом на две недели. Три раза в день ко мне приходит медсестра, чтобы замерить температуру. Три раза в день санитар приносит еду из местного кафе. В меню – "дефицитная" гречка и прочие традиционные блюда русской кухни. Хотя нет, есть еще "Мясо по-милански" – свинина, запеченая с грибами и помидорами под сыром (уверена, что в Милане об этом рецепте не знают).  

Выходить из номера, и уже тем более из корпуса запрещено. Общаться с соседями – тоже. Впрочем, других людей я не слышу – то ли стены толстые, то ли в корпусе я одна.

Тест на коронавирус мне сделали спустя четыре дня после прибытия, результаты пока не известны. Радует, что температура в норме. Но только в день моего полноценного возвращения домой я смогу сказать, что пережила эту самостоятельно организованную эвакуацию из Италии благополучно.

Что касается "застрявших", то они по-прежнему могут рассчитывать только на себя. В списке вывозных рейсов от МИДа до сих пор нет ни одного по маршруту Италия–Россия. 

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке