ТОМСК,
30 июн – РИА Томск, Елена Тайлашева. Преподаватель Высшей IT-школы Томского госуниверситета (ТГУ) Лидия
Иванова – одна из 12 победителей стипендиальной программы "ВКонтакте"
для авторов курсов по программированию. Из ее "кружка мобильной разработки"
вышел чемпион России WorldSkills, а она стала тренером национальной сборной. Как программисту не скучать в "день сурка" и зачем жонглировать
перед студентами – в материале РИА Томск.
Лови
волну
В
день презентации курса Лидии Ивановой по iOS-разработке одна из самых больших аудиторий Института прикладной математики и компьютерных наук (ИПМКН) Томского госуниверситета была забита до
отказа. Ажиотаж был понятен: раньше в университете никто ничего подобного
не вел, даже в интернете сложно было найти стоящий курс – разве что стэнфордский, который Лидия и взяла за основу, адаптировав его под российских
студентов.
Между
тем бизнесу ой как нужны были разработчики под эту платформу…
© РИА Томск. Павел Стефанский
"Началось
все с того, что появилась компания (сейчас она называется КОДЕ), которая
занималась мобильными приложениями и постоянно испытывала дефицит кадров.
Предложили форму сотрудничества: они мне платят стипендию, а я делаю курс по
iOS-разработке для всех желающих (студентов). Лучших они оставляют себе.
Та
первая лекция была восхитительна: мы были на одной волне с аудиторией, время
пролетело как одного мгновение. Именно тогда я "заболела"
преподаванием, хотя в целом первый блин оказался не очень удачным: из той толпы
до финиша добрались человек 10. Но я многому научилась", – рассказывает Иванова.
Позже
ее курс "Разработка мобильных приложений" обосновался в учебной
программе всех студентов Высшей IT-школы (HITs) и ИПМКН. Но свой "кружок мобильной
разработки" Лидия все равно не бросила. С ним и выиграла стипендию VK
Fellowship 2020-2021 (а это 120 тысяч рублей + помощь в продвижении курса + онлайн
и офлайн школы в офисе соцсети в Питере).
"Занятия
как таковые (в моем кружке) не проводятся. Принцип такой: ребята, если вы
хотите изучать разработку мобильных приложений для iOS или Android, вот
Google-класс с заданиями, вот канал в телеграме, любые вопросы в любое время.
Если какие-то вопросы у нескольких людей одинаковые, можно провести занятие,
где я все это покажу и расскажу.
В
прошлом году набралось 40 человек, до конца дожили четверо, зато у них
получился очень хороший результат: все смогли пройти собеседование в компанию,
также в рамках кружка мы готовились к соревнованиям по стандарту WorldSkills в
компетенции "мобильная разработка", и мой студент Максим Сачук стал
чемпионом России", – говорит Лидия.
© предоставлено Лидией Ивановой
"Когда я училась в школе, как раз был популярен "Гарри Поттер". И для меня программирование было таким собственным вариантом поступления в Хогвардс: тоже сидишь, что-то пишешь на каком-то непонятном языке, а потом нажимаешь кнопочку – и на экране происходит магия", – говорит Лидия Иванова.
"А
почему бы и да"
По
наблюдениям Ивановой, сейчас студенты-программисты начинают работать рано – с
первого курса, а некоторые – еще и до поступления.
"По
сравнению с ними я начала поздновато, учась на третьем курсе факультета
информатики ТГУ (потому что в начале учебы меня очень впечатлила речь какого-то
важного дядечки, даже и не помню, кого именно, что в университете надо пытаться
получить максимум знаний от преподавателя, а не тратить время на работу).
Выполняла
первые мелкие заказы – анимированные баннеры для интернет-магазинов. А потом
влезла с однокурсниками в стартап – электронный дневник для школ. Мы делали
акцент на оформлении: дневник выглядел как книжка, странички листались, все
такое красивое, с анимацией. Может, поэтому проект и загнулся – красиво, но
ничего не работало", – улыбается она.
А
еще надоело работать за просто так.
"Третий курс, тратишь на это (проект) все
свое свободное время, денег нет, у родителей просить неудобно… Света в конце
тоннеля видно не было, школы особо энтузиазма по поводу нашего проекта не
проявляли, поэтому мы это дело бросили.
Зато
в процессе я изучила язык программирования (фреймворк Flex) и быстро нашла
работу сразу после получения диплома – в компании, занимающейся разработкой
приложений для Foreх. Были такие прикольные моменты, когда работодатель
говорил: "Не приходите сегодня на работу, там какой-то человек проиграл кучу
денег и придет разбираться", – с улыбкой вспоминает наша героиня.
© предоставлено Лидией Ивановой
"Я работаю с 2011 года и ни разу не сталкивалась ситуацией, когда меня не взяли на работу, потому что я девочка. Говорили, что на финфе есть преподаватель, который девочкам принципиально пятерки не ставит, потому что, мол, им не место в программировании. Но я его так и не нашла", – улыбается Лидия.
Потом
была другая компания – по разработке мобильных приложений ("На примере
которой я теперь читаю студентам лекцию "Как провалить проект за 10
миллионов", – смеется Лидия"):
"Меня
хватало только на два года – что на первой, что на второй работе. Потом
становилось невыносимо скучно, и я решала: "Пора валить". Как раз в
такой момент Олег Алексеевич (Змеев, руководитель HITs) предложил делать для
ТГУ мобильные приложения. "А почему бы и да", – решила я".
© скан страницы приложения "Хочу в ТГУ"
При непосредственном участии Лидии Ивановой разрабатывались популярные университетские приложения – "Хочу в ТГУ", TSU.InTime с расписанием занятий. Последнее – самое популярное: у него уже 7 тысяч установок.
На
тот момент Лидия училась в аспирантуре. Преподавателем она становиться не
собиралась – видела себя исключительно программистом. Но как аспирант должна
была пройти педагогическую практику в течение семестра. Ивановой дали "девочек
с ФИЯ (факультет иностранных языков)", которых в рамках курса "Информатика"
нужно было научить работе с Word и Excel.
© с сайта ТГУ
"Но
этому же в школе учат! В общем, пришла к ним и говорю: "Девчонки, а что
вам вообще интересно?". Они такие: "Фотошоп!". И глаза сразу
загорелись… Мы половину семестра учились в фотошопе обрабатывать фотки, они
делали себе аватарки. Потом учила их сайты в конструкторах собирать – как
сейчас помню, одна девочка в качестве курсовой сделала сайт с фото молодого
Алена Делона, и я такая: "Вау!".
Еще
узнала у знакомого переводчика, какие программные средства нужны в работе, мы
разобрались, как ими пользоваться. В общем, я постаралась сделать что-то
полезное для них, а не то, что навязывает учебная программа. Все получили
удовольствие", – говорит Лидия.
Важный
урок с тех пор: если объясняешь людям, зачем им это надо, либо они сами
предлагают тему и у них есть мотивация, то прогресс студента будет впечатляющим.
"Поэтому у нас в HITs мы сначала ставим задачу, а потом объясняем, что для
этого нужно знать", – подчеркивает преподаватель.
© предоставлено Лидией Ивановой
Студенты HITs с ректором ТГУ Эдуардом Галажинским
Сейчас
Лидия Иванова славится как самый веселый преподаватель Высшей IT-школы
ТГУ.
"Стараюсь
делать лекции максимально интересными – у меня в презентациях мемчики,
анекдоты, истории из жизни. Сплошной сторителлинг! Меня за это ругают. Как
говорит мой муж (он тоже программист), превращаешь серьезное мероприятие в
цирк, скоро мячиками начнешь жонглировать. Но если для того, чтобы
заинтересовать студента, надо будет жонглировать – окей, будем жонглировать!" – улыбается она.
© предоставлено Лидией Ивановой
"Полный переход в онлайн (весной) дался тяжеловато: я стала преподавателем из-за возможности общаться с людьми вживую, а тут общения никакого. В идеале в программировании на онлайн можно отдать 60-70% обучения. Оставшийся кусок должен быть офлайн – хотя бы для разбора проблем", – считает Лидия.
Работа
с адреналином
Лидию
постоянно спрашивают: "Почему ты не вернешься в разработку?". Ведь
сейчас IT-компании – это отличные офисы с кухнями, тренажерными залами и зонами
отдыха, интересные проекты, командировки за рубеж…
"Когда
студенты расстроят сильно, я думаю: "А может правда все бросить?". Но
потом остываю… Я четыре года работала обычным разработчиком, и это реально
"день сурка" – одно и то же, одно и то же, даже если проекты
меняются. А университет – это вообще не одно и то же. Здесь постоянно разные
события, разные студенты с разными проблемами, разные задачи", – объясняет
преподаватель.
Однажды
ей написали: "Можешь помочь с подготовкой студентов к чемпионату
WorldSkills?".
"А
я последнее время живу по принципу "Всегда говори "да" (был
такой фильм с Джимом Керри, "Yes Man"). Поэтому отвечаю: "Могу,
конечно!". Скинула учебный материал… А потом мне пишут: "А приезжай в
Казань готовить национальную сборную в чемпионату мира!". Ух ты! Вот это
да! Конечно, поеду! Причастность к такому событию – адреналин, конечно,
нереальный", – вспоминает Лидия.
Движение
WorldSkills разнообразило жизнь еще больше. В декабре Иванова прошла
сертификацию, теперь как сертифицированный эксперт проводит в разных городах
отборочные соревнования. Делится планами: "Хочу воспитать чемпиона мира. В
следующем году в Шанхае будет чемпионат мира, очень надеюсь, что поеду туда со
своим студентом...".
© предоставлено Лидией Ивановой
На чемпионате России WorldSkills