ТОМСК, 5 ноя – РИА Томск. Персонализация
обучения – один из главных трендов образования, и именно за разработку модели
создания такой среды Томский госуниверситет (ТГУ) получил недавно премию
правительства РФ в сфере образования. Сколько "пилотов" понадобилось,
чтобы сложить уникальную систему взаимодействия "школа-вуз", как
индивидуальный подход стал цифровым, РИА Томск рассказал первый проректор вуза
Виктор Демин.
–
Виктор Валентинович, премию коллективу ТГУ вручили за создание среды
для персонализированной поддержки и развития талантов. Расскажите, пожалуйста,
как она была создана? Это был какой-то одномоментный процесс, когда начали
работать по всем фронтам, или, может быть, эволюционный?
– Научные исследования в сфере
индивидуального образования, тьюторства, сетевого взаимодействия проводятся в
ТГУ с 2011 года. В 2014 году был создан Координационный совет
по развитию образовательного пространства Томской области, и мы начали сводить эти проекты воедино. Поэтому я всегда
подчеркиваю, что все составляющие модели – это результат многолетних исследований
и экспериментов.
© предоставлено ТГУ
Первый проректор ТГУ Виктор Демин.
Причем это не только научные исследования – было
большое количество организационных пилотных проектов на разных уровнях
образования и в разных предметных направлениях. Там есть работа и с детскими
садами, и со школами, начиная с начальной. Там не только STEM (Science, technology,
engineering, mathematics, то есть наука, технологии, инженерия и математика),
но и гуманитарные, и естественные науки. Всего пилотных проектов было несколько
десятков.
–
Что конкретно представляет собой ваша модель?
– У нее четыре основные составляющие: сетевое
взаимодействие университетов, школ и колледжей, персонализированная
образовательная среда, психологическая диагностика и цифровые сервисы и
инструменты. Их интеграция, по мнению авторского коллектива и экспертов,
позволяет существенно усилить продуктивность взаимодействия университета и
системы общего образования.
У нас была вполне конкретная причина этим всем
заниматься: плотнее работая со школами, мы хотели, чтобы лучшие ученики пришли
к нам. То есть общая цель была практически одна – найти и подготовить своего
абитуриента. Но когда мы решали одну задачу, тут же логически возникала
следующая, и система органически развивалась.
© Маргарита Волоковых
Так, внедрив проект по анализу цифрового следа
абитуриента в соцсети "ВКонтакте" (его руководитель – завлабораторией
компьютерных средств обучения ТГУ Артем Фещенко), мы смогли более точно
определять их склонности и, исходя из них, приглашать на конкретные факультеты.
Реализовали мы это в виде веб-приложения, позволяющего учителям, тьюторам и
профконсультантам составлять карту образовательных интересов учащихся по
подпискам на тематические сообщества.
Потом мы поняли, что нужно мониторить абитуриентов,
которые пришли к нам благодаря работе с цифровым следом. Начали этот проект – и
выяснили, что такие студенты лучше учатся и практически не отчисляются. То есть
они попадают туда, куда им было нужно, хотя некоторые из них изначально не
собирались на тот факультет, где в итоге оказались.
© предоставлено пресс-службой ТГУ
"Робот-профориентатор", созданный в ТГУ в виде специального приложения "ВКонтакте", помогает школьникам самостоятельно отрефлексировать свои интересы и ценности.
–
С какого возраста, по-вашему, надо начинать работать со школьниками?
– Как можно раньше. Более того, мы активно идем и в
детсады, с ними работают психологи – сотрудники Международного центра
исследований развития человека, лаборатории когнитивных
исследований и психогенетики ТГУ, которыми руководит Юлия Ковас.
В формате сетевого взаимодействия с участием семи
учреждений дошкольного образования мы адаптировали и опробовали образовательную
программу, направленную на социальное и эмоциональное развитие детей от 3 до 5
лет. Как всегда подчеркивает один из авторов программы, доцент факультета
психологии Ольга Богданова, именно дошкольный возраст является базовым для
формирования ключевых когнитивных и некогнитивных навыков (soft skills) и
компетенций, определяющих дальнейшее личностное и профессиональное развитие
человека.
В ходе реализации экспериментальной программы многие
направления были переведены в институциональный режим. Создан Центр развития
современных компетенций детей и молодежи, им руководит Марина Назарова. Теперь
ежегодно более 2000 школьников получают дополнительное образование по
актуальным программам.
Создан Институт образования (директор Елена
Суханова), который призван делать образовательные магистерские программы и
программы вовлечения студентов в работу со школьниками, проводить исследования
эффективности сетевого взаимодействия.
–
Сами школы готовы активно взаимодействовать с вузом? Ведь система общего
образования довольно консервативна и строго регламентирована…
© РИА Томск. Павел Стефанский
– Конечно, и они с удовольствием в этом участвуют. С
2014 года у нас шли совместные экспериментальные программы "школа-вуз".
Мы организовали систему профильных классов ("Открытый STEM-класс ТГУ"
совместно с Региональным центром развития образования"), постоянно
проводили профильные мероприятия. Я как-то поднял календарь за 2015 год и
удивился: в ТГУ проходило по 2-3 мероприятия со школьниками в день, включая
выходные!
Дело еще в том, что когда ввели общий стандарт
школьного образования, встал вопрос – а как выполнять внеучебную работу? Как ее
планировать, где, в каком месте? Были университеты, которые сказали: "Мы
откроем лицей". Но лицей – это 100-150 человек, это мало что даст всей
системе образования Томской области. Поэтому мы сразу заведомо ориентировались
на сетевое взаимодействие.
–
Сколько человек прошли через эти активности?
– В них участвовали шесть сотен учителей, две сотни
школ. И тысячи учащихся 7-11 классов школ Томской области.
Конечно, не так-то просто было это реализовать с
точки зрения нормативно-правовой базы – ее просто не существовало для формата
сетевого взаимодействия. Ведь, условно, если мы приглашаем кого-то на
допобразование, мы должны брать деньги за услуги. Но мы же в данном случае
работаем на свой интерес – получить потенциальных талантливых абитуриентов… Нам
пришлось придумывать специальные договоры, всю нормативку.
Большую роль в координации и нормативном оформлении
сетевых программ сыграл департамент образования администрации Томска, который
не только административно поддерживал эксперимент, но и выступил в активной
экспертной позиции, стал инициатором и участником программы мониторинга.
Ряд программ был реализован в дополнительном и
неформальном образовании – школьники сами записывались на курсы, мероприятия.
Это потребовало создания специальных цифровых сред и инструментов, позволяющих
вести учет, анализ и навигацию индивидуальных траекторий.
Хочется поблагодарить за постоянное внимание к
работе замгубернатора Томской области Людмилу Огородову, ректора ТГУ Эдуарда
Галажинского. Особую благодарность мы бы хотели бы выразить за плодотворное
взаимодействие областному департаменту общего образования и лично Ирине
Грабцевич, департаменту образования администрации Томска и лично Ольге
Васильевой, Региональному центру развития образования и лично Надежде Лыжиной.
–
Система "собрана" только под особенности Томской области или ее можно
экстраполировать на другие регионы?
– Частично она уже распространяется, так, пять
регионов РФ использовали разработки ТГУ по тьюторскому сопровождению
школьников. Большой интерес иногородние коллеги проявляют к анализу цифрового
следа абитуриентов. Но мы готовы масштабировать не только отдельные
составляющие, но и всю модель – ведь паззл сложился! Мы можем поделиться своими
наработками – организационными, методическими, нормативно-правовыми.
–
Вы обсуждали эту идею с премьером Михаилом Мишустиным?
– С ним не было возможности поговорить (на
награждении), но предложение мы подготовили. В частности, у меня был разговор с
отделом департамента молодежной политики Минобрнауки, который сейчас активно
развивает студенческое предпринимательство. Мы обсуждали, что в этом проекте
нужно обязательно прописывать сетевое взаимодействие со школами (например,
студенты, которые занимаются предпринимательством, могут быть менторами для
школьников).
Также мы будем
выстраивать горизонтальное взаимодействие с коллегами – на награждении была
красноярская команда, у них есть наработки, интересные нам, у нас – модель,
интересная им. Мы договорились, что попробуем объединить наш опыт.