ТОМСК, 27 июл – РИА Томск, Анна Анохина. Томичи в социальных сетях делятся, как выращивают в открытом грунте лаванду, а на дачном участке – пионы, каллы, лютики. Для кого-то это отдушина, а для кого-то бизнес. Николай Пивоваров открыл "лавандовую ферму", а Маргарита Евдокимова – ферму с "садовыми" цветами. Как они решились на "эксперимент" и насколько это было сложно – в материале РИА Томск.

Красота – в увядании

Создательница цветочной фермы Маргарита Евдокимова по образованию – ландшафтный дизайнер. Много лет она работала флористом и всегда была неравнодушна к цветам. Когда жила с мужем в Германии, заметила, что у местных фермеров есть отдельные клочки земли специально для цветов.

"Параллельно в соцсетях стала появляться информация, что есть цветочные фермеры в России. И я такая: "О, а в Томске есть?"… Было страшно, было много сомнений, были переживания, насколько реально это все сделать. И я подумала: "Надо действовать". И все, ферме третий год", – говорит Маргарита.

Одна часть фермы находится недалеко от Зоркальцева. Участок площадью больше 10 соток достался томичке от бабушки. Много лет земля простаивала, а потом приехала Маргарита и использовала территорию. Вторая часть фермы располагается в городе – там высаживают хрупкие цветы.

"Мы начали с трех соток. Самая основная сложность была в том, как все уместить на маленьком участке земли, чтобы было разнообразно, интересно. Я просто доверилась внутренним ощущениям, закрыла глаза и пошла на ощупь. И все получилось, главное – сильно не мозговать", – рассказала Маргарита.

Она сразу понимала, что будет делать: подобрала палитру желаемых цветов, семена, которые смогут и успеют вырасти в Сибири. К погоде в регионе Маргарита относится по-философски: "Фермерство учит принятию".

Маргарита выращивает цинии, львиный зев, каллы, пионы, тюльпаны, наперстянки, георгины и лютики. Большая часть цветов располагается в открытом грунте, без теплицы. Томичка подбирает специальные сорта, которые отличаются "вазостойкостью" и подходят для составления букетов. Маргарита придерживается принципов органического земледелия. По ее словам, не обработанные химикатами цветы безопасно ставить в квартире.

"Цветы – это же не про вечность. Это красота мгновения. Когда мы получаем букет, нам хочется, чтобы он был неизменным, чтобы он неделю минимум простоял. А я предлагаю посмотреть на это с другой стороны и понаблюдать за тем, что происходит. В увядании тоже очень много красоты", – отметила Маргарита.

По ее словам, "садовые" букеты стоят четыре–пять дней, но если за ними ухаживать, то еще дольше. Несмотря на короткую жизнь растений, ассортиментом фермы интересуются не только томичи и местный бизнес – приезжают за товаром и представители цветочных магазинов из соседних городов.

Кусочек юга в Сибири

Недалеко от Корнилова, посреди хвойного леса, находится "лавандовая ферма" Николая и Оксаны Пивоваровых. Сначала они построили гостевой дом и мастерскую. Сюда томичи приезжают отдохнуть от городской суеты. А центром концепции стало "лавандовое поле".

На поиски лаванды супруги отправились в крымский питомник "Лавандовый замок". Его основатель Сергей разводит там растения. Ему понравилась идея лавандовой фермы в Сибири. Подходящие кусты трехлетнего возраста поехали зимовать в питомник под Тверью, чтобы акклиматизироваться.

Лаванду пришлось спасать и по новой пересаживать. Николай признается, что "такого опыта не желает никому".

Большая часть лаванды пережила сибирскую зиму: погибли 60 кустов из 400. Уже весной листья некоторых растений пожелтели. Николай решил срезать часть, и кусты погибли. У остальных, по его словам, листья напитались соком и реинкарнировали.

"Это первый сезон трехлеток, которые начали очень обильно цвести, и удалось получить первый урожай. Как идеальный, (сибирский климат) не подходит. Но лаванда в целом может здесь существовать, цвести и хорошо расти, как показала реальная практика, реальный наш кейс длительностью в полтора года", – отметил томич.

Николай и Оксана каждое утро срезают ветки лаванды и составляют из них букеты. Потом везут их в город покупателям. Фермер отметил, что за лавандой особо не ухаживают, только подрезают и убирают сорняки. Основную работу делают шмели.

"Большой эксперимент. Я не суперлавандовод. У меня нет большого опыта в этом. Это только первый сезон. Что будет дальше, я не знаю... В целом лаванда чувствует себя хорошо, она растет, развивается, не болеет... Эксперимент пока удался, я признаю его успешным", – заключает Николай.