RIATOMSK.RU
-1°C
20 апреля 2024  |  
1:49
  |  
-1°C
15:08  30 декабря 2020 г.

Ну и как вам? Год работы томского транспорта по новой схеме: итоги

Соколов Иван
© РИА Томск. Таисия ВоронцоваНу и как вам? Год работы томского транспорта по новой схеме: итоги

ТОМСК, 30 янв – РИА Томск. Новая транспортная схема стала одним из самых нашумевших нововведений 2020 года. Власти до весны заключали контракты с перевозчиками, содержащие новые жесткие условия. По итогам в архаичную сферу, руководствовавшуюся соображениями мгновенной выгоды, должны были прийти новые форматы управления и цифровизация. Годовые итоги маршрутного эксперимента – в материале РИА Томск.

Ранее сообщалось, что новая схема движения общественного транспорта заработала в Томске с 1 января 2020 года. Власти озвучивали цели: избавиться от дублирования маршрутов, заключить с перевозчиками новые контракты не на три, а на пять лет, обязать их обновить автобусы, обеспечить возможность безналичного расчета за проезд и единый диспетчерский учет.

Судя по постам горожан в соцсетях, самыми обсуждаемыми темами в этой сфере за год стали интервалы движения автобусов и их несоблюдение в вечернее время, исчезновение привычных маршрутов, переход с устаревших "ПАЗиков" на новые модели автобусов, а также возможность оплаты проезда по "безналу".

Признают ли сами организаторы новую схему движения транспорта в Томске и пригороде состоявшейся? РИА Томск отправило соответствующие запросы в региональный и городской департаменты транспорта и получили ответы на них.

Объединение городских и пригородных маршрутов

Одним из самых заметных новшеств в рамках изменения маршрутной схемы стало слияние городских автобусных маршрутов – №№ 2, 10, 16, 24, 31 и 32 – с межмуниципальными и, соответственно, их удлинение до пригородов. Маршрут №2 стал 141-м, №10 – 510-м, №16 – 131-м, № 24 – 120-м, № 32 – 118-м, №31 – 150-м.

"Задача устранения значительного дублирования межмуниципальных и муниципальных маршрутов в результате изменения маршрутной сети была решена. Невыполнение данной задачи <…> привело бы к невозможности решить эти проблемы в течение последующих 5 лет, на которые заключались контракты", – сообщил РИА Томск глава регионального департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Юрий Баев.

В состоятельности объединения городских и пригородных маршрутов в единую сеть убежден и глава департамента городского хозяйства мэрии Томска Владимир Брюханцев. Объединение маршрутов, по его мнению, не только разгрузило городские дороги, но и позволило перевозчикам пережить сложный "ковидный" год.

"Объединение <…> позволило избежать проблем с исполнением перевозчиками расписания в сложный период 2020 года, связанный с введением ограничений и серьезным снижением пассажиропотока. Без городского пассажира пригородные перевозчики не смогли бы продержаться более трех месяцев", – утверждает Брюханцев.

По данным департамента, система отслеживания передвижения общественного транспорта в онлайн-режиме (АСДУ), позволила зафиксировать увеличение эксплуатационной скорости практически на всех маршрутах в Томске.

Обновление автобусного парка

Цель добиться существенного обновления автобусного парка у перевозчиков также достигнута, считают профильные чиновники.

"По результатам проведения конкурсов подвижной состав обновлен на всех межмуниципальных маршрутах, в том числе 80% транспортных средств имеют срок эксплуатации до 3 лет", – следует из ответа Баева.

Сходные параметры по обновлению подвижного состава фиксируют и городские чиновники.

Так, ранее сообщалось, что по данным мэрии, из 427 автобусов, курсирующих по Томску, 20% подвижного состава оборудованы для перевозки маломобильных людей. Кроме того, большая часть перевозчиков (в Томске работают 11 компаний) приобрели машины с улучшенными характеристиками, среди них – работа на газомоторном топливе и большая вместимость.

Интервалы движения

Интервалы движения автобусов стали, пожалуй, самой обсуждаемой темой в связи с введением новой схемы движения (основная часть сообщений в пабликах РИА Томск в начале года касались именно ее). Чаще других на слишком длинные интервалы жалуются жители пригородов, которые рассчитывали на то, что автобусы станут ходить чаще.

"Расписание измененных маршрутов не предусматривает уменьшения количества рейсов по соответствующим направлениям. Наоборот, в целях повышения транспортной доступности пригородных территорий по отдельным направлениям (например, по маршрутам № 120, 141,I49,165) произошло добавление рейсов", – утверждает Баев.

При этом за год областной департамент расторг контракты на право перевозок сразу с двумя перевозчиками – как раз из-за систематического срыва оговоренных интервалов движения.

Так, ранее сообщалось, что в начале октября власти разорвали контракт с компанией "ЕвроТрансВладимир", обслуживащей маршруты №№ 442, 443 между Томском и Северском, а также №№ 308 и 313, заезжающие в пригородные поселки ЗАТО. Причиной стал выпуск на линию меньшего, чем это предусмотрено контрактом, количества автобусов.

Кроме того, как следует из ответа облдепартамента, контракт в 2020 году был расторгнут и с компанией "Бакчаравтотранс" на обслуживание маршрута Томск – Бакчар – опять-таки за систематические нарушения условий договора. Теперь перевозки на этом маршруте осуществляет "Шегарское АТП".

"В настоящее время обращения, поступающие в департамент по вопросам срыва рейсов, нарушений интервалов движения и другим по тому или иному маршруту, носят единичный характер", – утверждается в ответе Баева.

В областном центре проблема также считается решенной. Причем в Томске обошлось без разрыва договоров с перевозчиками. Как утверждает начальник департамента городского хозяйства, дело в успешном внедрении во всех городских автобусах системы отслеживания передвижения общественного транспорта в онлайн-режиме (АСДУ), которую установила компания "Транснависофт".

"АСДУ позволяет полностью учесть количество и качество выполненных рейсов, а также проверить соблюдение интервала в течение всей смены. Стоит отметить, что интервалы соблюдаются практически на всех маршрутах (за исключением нескольких, где произошло критическое сокращение пассажиропотока и имеется дефицит водительских кадров)", – утверждает Брюханцев.

При этом жалобы на слишком большие интервалы между автобусами составляют 24,3% от общего числа жалоб. Еще 18,8% жалоб касаются проезда водителями остановок, говорится в ответе Брюханцева.

Безналичный расчет

Одно из очевидных следствий введения новой схемы движения маршрутного транспорта – появление возможности оплатить проезд банковской картой. Внедрение безналичной системы оплаты затянулось и, по крайне мере в городских автобусах, "безнал" начал работать к концу весны. На межмуниципальных процесс занял еще больше времени из-за отсутствия за городом мобильного интернета.

"На сегодняшний день на всех межмуниципальных маршрутах существует возможность производить безналичную оплату проезда, для осуществления которой в автобусах имеются терминалы. Обязательства перевозчика по наличию в автобусах системы безналичной оплаты проезда предусмотрены конкурсной документацией", – говорится в ответе облдепартамента.

В Томске проблема доступности "безнала" тем более решена, утверждает в свою очередь глава департамента городского хозяйства.

"Перевозчики полностью обеспечили на транспортных средствах наличие и функционирование системы безналичной оплаты проезда пассажиров. Вложения бюджетных средств на внедрение системы не потребовалось. Это отражается в статистике жалоб в ЦОиКП", – сообщает Брюханцев.

По данным департамента, в первом квартале 2020 года на отсутствие возможности безналичного расчета жаловались 17-20% томичей. К декабрю число таких жалоб снизилось до 4%. Причем, в основном, пассажиры жалуются на ошибки при взимании платы, а не на отсутствие в автобусе платежного терминала.

Единый проездной билет

А вот от идеи введения единого проездного билета, что в свою очередь потребовало бы отказаться от расчета в транспорте банковскими картами и перейти на особую транспортную карту (наподобие московской "Тройки"), местные власти временно отказались.

"Внедрение системы (транспортных карт) потребует от перевозчиков дополнительных затрат, не предусмотренных утвержденным тарифом, <…> что в условиях снижения рентабельности перевозок (снижение пассажиропотока) в условиях введения ограничений на период пандемии, может вызвать серьезные экономические проблемы и негативно повлиять на стабильность пассажироперевозок", – сообщил Брюханцев.

По его словам, вопрос о введении единой транспортной карты, интегрированной с проездным билетом, не закрыт, а скорее отложен до нового раунда заключения договоров с перевозчиками (2025 год). За это время созданная в мэрии рабочая группа оценит все имеющиеся варианты, плюсы и минусы от возможного внедрения транспортных карт.

Для межмуниципальных перевозок вопрос введения единого проездного не актуален. Региональные власти иначе поддерживают жителей пригорода из социальной незащищенных категорий – они получают специальные дотации на транспортное обслуживание, следует из материалов облдумы. В 2020 году на эти цели было направлено 298,3 миллиона рублей.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке