RIATOMSK.RU
+5°C
18 апреля 2024  |  
8:49
  |  
+5°C
16:16  24 июля 2021 г.

Без голосовых и звонков: эксперт ТГУ рассказал о цифровом этикете

Глушенкова Анна
© РИА Томск. Савелий ПетрушевБез голосовых и звонков: эксперт ТГУ рассказал о цифровом этикете
© РИА Томск. Савелий ПетрушевБез голосовых и звонков: эксперт ТГУ рассказал о цифровом этикете

ТОМСК, 24 июл – РИА Томск, Анна Глушенкова. Значительная часть коммуникации в условиях пандемии для многих людей перешла в интернет. Главный принцип такого вида общения – цифрового этикета – пользоваться здравым смыслом и экономить ресурсы собеседника. Подробнее о том, каких правил стоит придерживаться, чтобы общение в сети было комфортным – в материале РИА Томск.

Лекция о цифровом этикете "Только не голосовое" прошла в Томском госуниверситете (ТГУ) в рамках традиционного фестиваля для абитуриентов "Я в ТГУ". Спикером стал преподаватель, руководитель медиацентра Высшей школы журналистики ТГУ Максим Ваганов.

"Этикет – это свод правил и норм, принятых в обществе, как нам вести себя друг с другом. А цифровой этикет – это правила, как нам вести себя друг с другом в интернет-среде. С появлением коронавируса все эти проблемы стали более явными. Как жить и общаться в интернете, если в буквальном смысле общения практически нет", – сказал Ваганов.

© РИА Томск. Савелий Петрушев
"Особенно такое было у студентов, которые сидят у себя в общежитии, общаются с тремя людьми в комнате, а родители, друзья, пары – онлайн. Как выдержать этот этикет, переложить на цифру?" – обозначил проблему лектор.

Он рассказал, что этикет основывается на двух принципах – это здравый смысл и экономия ресурсов. И хотя такое понятие, как "цифровой этикет" пока что не закреплен в словарях, можно использовать эти принципы как основу для построения всего нашего общения в интернете.

"Когда мы общаемся, всегда одному человеку это общение нужно больше, чем второму. Когда мы пишем: "Привет", это означает, что нам нужна эта коммуникация, мы чего-то хотим от этого человека, мы являемся больше акторами, чем наш собеседник. И мы должны думать, как нашему собеседнику сэкономить ресурсы – для этого нам нужен здравый смысл", – пояснил он.

"Только не голосовое"

"С развитием новых технологий мы немного ведемся у них (технологий) на поводу и не успеваем обдумать, как ими пользоваться. Так и в случае с голосовыми. Когда они появились, это был вау-фурор, что можно не писать, а говорить. И будто бы мы стали записывать голосовые, не думая о других", – рассказал Ваганов.

© РИА Томск. Савелий Петрушев
Я думаю, каждый из вас получал голосовое сообщение минимум секунд на 30. Знаете, оно еще обычно начинается со слов: "Максим, привет. Я тут подумал, а может быть, нам… Кстати, я сейчас говорю вот про этот проект, так вот, я сейчас иду на работу и думаю…" – это уже секунд 25. И в конце – суть.

Голосовые сообщения – это плохо, в первую очередь, потому что мы не экономим ресурсы второго человека, мы не думаем о том, как человек будет слушать наше голосовое. Только недавно в некоторых мессенджерах и социальных сетях появилась расшифровка голосовых, но часто она очень "корявая".

Но это не означает, что от голосовых нужно полностью отказаться. Есть ситуации, когда их можно использовать. Например, если актором общения являетесь не вы.

"Вам человек написал, что-то от вас просит, а у вас такая ситуация, что вам неудобно набирать сообщение. Вы являетесь более пассивным собеседником, тогда вы можете записать голосовое о том, что "извините, я сейчас не могу вам писать, вот ответ на ваш вопрос". Таким образом, этот инструмент можно использовать", – пояснил лектор.

Советы от Максима Ваганова для комфортного общения в сети и не только:

В социальных сетях

Пишите одним сообщением. Если вы вместо этого пишете пять сообщений, то вы врываетесь в пространство человека пятью уведомлениями на экране, пятью звуками приходящих сообщений. Вы отвлекаете человека в пять раз больше, чем могли бы. Старайтесь писать одним сообщением, формулировать свою мысль. Иногда это бывает очень сложно, но это развивает навыки коммуникации.

Не спрашивайте "Как дела?", если вам неинтересно, ради галочки. Это заигрывание, игра в вежливость, в 90% случае – не более того.

Не пишите "вы"
 с большой буквы. Писать с большой буквы – это старая норма, которая еще действует только в официальных документах. Когда пишите "вы" с маленькой буквы, вы также проявляете уважение. "Вы" с большой буквы – это лишний пафос.

Напишите, если не можете ответить сразу на сообщение. Это является хорошим тоном. Тогда человек будет знать, когда вам напомнить о своей просьбе.

Пишите с 09.00 
до 19.00. Конечно же, речь про рабочие вопросы.

Перед отправкой сообщения проверьте опечатки.

Не отмечайте людей на фотографиях 
без разрешения.

© РИА Томск. Савелий Петрушев
Человек тоже видит это сообщение от "ВКонтакте". Он сам отметит себя, если захочет.

Не добавляйте людей в группы 
без предупреждения. Предупредите человека в личном сообщении, куда вы его добавляете, что за люди в чате и зачем вы добавляете человека в чат.

Не выходите 
из старых бесед. Кто-то выходит и – по опыту – одним выходом это не ограничивается, это растет как снежный ком, так что не будьте тем человеком, который это начинает. По крайней мере, не выходите в первой пятерке.

Общайтесь 
на одной площадке, чтобы все сообщения были в одном месте.

Пишите 
об опечатках в личные сообщения, а не в комментариях.

Перед сменой статуса "семейное положение" в соцсети предупредите человека, который фигурирует в записи.

Раньше встречали по одежке, а сейчас – 
по странице. Закройте свои видео и аудиозаписи, "приберитесь" в своих фотографиях и в описании.

По почте

Заведите почтовый ящик с нормальным названием. В идеале: имя, фамилия и максимум несколько символов для уникальности.

© РИА Томск. Савелий Петрушев
В идеале, это должны объяснить еще в начальной школе. Но никогда не поздно поменять имя ящика, если он у вас какой-то такой.

Все тяжелые файлы пересылайте на почту через облако или файлообменник, потому что память у почты быстро заполняется и письма перестают доходить.

Всегда называйте пересылаемые файлы понятными именами.

По телефону и видеозвонкам

В 2021 году мы уже практически не звоним, чтобы "просто поболтать". Разговоры по телефону сильно отнимают энергию, звонок врывается в личное пространство человека. Если действительно нужно созвониться, лучше заранее договориться об этом.

Выключайте микрофон на массовых видеоконференциях.

Если участники видеоконференции все сидят с включенными камерами – включите тоже. Значит, здесь так принято.

Старайтесь никогда не смотреть в телефон других людей, даже если человек держит телефон открыто и вам все видно.

© РИА Томск. коллаж из презентации лекции М. Ваганова
Книги по теме "Цифровой этикет", которые советует прочитать руководитель медиацентра Высшей школы журналистики ТГУ Максим Ваганов.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке