ТОМСК, 30 июл – РИА
Томск. Тренировка человеческой памяти стала популярной темой во всем мире после
повсеместного перехода на онлайн-обучение из-за пандемии. Учиться дистанционно
оказалось сложно, студенты и школьники стали жаловаться на неэффективность
такого обучения. Мол, сложно запомнить новую информацию. Вернее, усвоить –
все чаще используется именно этот глагол.
С точки зрения науки, как мы запоминаем что-то новое, как
работает наша память, и можем ли мы помочь самим себе натренировать память? Об этом
в интервью РИА Томск рассказала заведующая лабораторией когнитивных
исследований языка Томского государственного университета (ТГУ), профессор Зоя Резанова.
– Зоя Ивановна, что такое кратковременная и долговременная виды памяти?
– Память – это записываемая в мозге информация, которая
воспринимается всеми органами чувств. Суть в том, что мы воспринимаем мир через
разные каналы, перерабатываем полученную информацию в нашем когнитивном
механизме. И потом что-то из этого уходит в кратковременную память, которая
длится до 30 секунд, а что-то через нее в долговременную.
"Я помню, что..." – это про долговременную память, про
данные в нашем сознании. А кратковременная
память – это, например, образ человека, которого мы мельком увидели на
остановке: запомнили его на мгновение и тут же забыли.
© сайт Томского государственного университета
Кратковременная память всегда избирательна. И когда мы
говорим о ней, мы говорим о фокусировке нашего внимания. Память и внимание всегда
взаимодействуют. На что мы обращаем внимание, то и запоминаем в краткосрочной
перспективе. Если запомнили (пусть даже на несколько секунд) того самого
человека на остановке, то только потому, что он чем-то нас зацепил.
Чтобы перевести воспоминания из кратковременной памяти в
долговременную (назовем ее хранилищем), чтобы запомнить то, о чем говорил
профессор на онлайн- или офлайн-лекции, нам нужна мотивация, внимание и эмоции.
Перемещение наших воспоминаний обеспечивает нейронный
механизм: устанавливаются, а затем закрепляются новые нейронные связи. При этом
новое знание должно быть "зацеплено" за наше предыдущее знание. Этот процесс был
описан еще в XIX веке, он называется "механизм апперцепции" (узнавание на
основе прежних представлений).
И чем больше этих сцепок, тем глубже в долговременную память
ложится новая информация. Это говорит о том, что учиться надо всегда: чем
больше у человека данных в долговременной памяти, тем больше ассоциативных
связей он может установить для новой информации. То есть в его мозге будет
больше вариантов тех самых сцепок.
В общем, как говорится, деньги тянутся к деньгам, а знания к
знаниям.
Но одних утрамбованных знаний, конечно же, недостаточно.
Современная наука не интерпретирует наше сознание как запоминающую машину, где
господствуют логические связи. Как я говорила выше, чтобы запомнить что-то, нам
нужны мотивация, внимание, эмоция. Все больше мы осознаем значимость этих
элементов в когнитивных процессах. Они – двигатели для осуществления
логического когнитивного мышления.
© пресс-служба ТГУ
Зоя Резанова
– Как эмоции влияют на нашу память?
– В моей концепции, которая опирается на утверждения
когнитивистов, эмоция вообще первична. Разделим эмоции условно на "хорошо" и "плохо". "Хорошо" – это то, что мне делает хорошо как биологическому виду и
социальному типу, то, что способствует моему самосохранению. А что противоречит
этому – "плохо".
Такое понимание эмоции объединяет человека со всеми живыми
существами. Пример: амеба (микроскопические одноклеточные простейшие) в воде.
Если капнуть в воду кислоту, амеба уплывет в сторону, потому что "понимает", что
кислота ей сделает плохо. И точно так же ведет себя человек. Мы осознаем, где "хорошо", а где "плохо", а дальше начинается действие – некая реакция.
Как это взаимодействует с памятью... Если я понимаю, если у
меня есть эмоциональный настрой, и я знаю, что знания – это хорошо, то у меня
появляется мотивация. Она приводит к фиксации внимания. А внимание фокусирует
меня на том, что мне нужно. И затем уже происходит сцепление с накопленной долговременной
памятью.
Можно сравнить этот процесс со снежным комом: все начинается
с эмоции, одно цепляется за другое, в итоге мы запоминаем что-то новое. Мотивировать
нас на учебу – ходить на пары, делать домашние задания, что приведет к
наполнению долгосрочной памяти – может позитивный эмоциональный настрой.
Если студент или студентка будут испытывать состояние
влюбленности или чувствовать любовь по отношению к одногруппнику или
одногруппнице, то, действительно, будет не просто ходить на пары, но стараться быть
успешнее в учебе. Появляется мотивация, которую поддерживает эмоция или чувство,
а главное – фиксируется внимание на том, что приведет к успеху, то есть на
новых знаниях.
Чувство гордости, например, тоже очень сильный двигатель. Я
горжусь, что работаю в ТГУ, и поэтому у меня есть дополнительная мотивация к
тому, чтобы быть успешной. Чувство уважения к профессору – студент не хочет
выглядеть в его глазах дураком и старается учиться лучше.
– Можно ли заставить себя влюбиться, испытывать гордость, чувствовать
что-то позитивное? Что говорят об этом когнитивные науки?
– Заставить – вряд ли. Но можно поменять позицию по
отношению к этому предмету, человеку. Вполне реально замотивировать себя на то
или иное действие. Мотивация может опираться на азарт, стремление доказать
собственное превосходство или релевантность. "Я могу" – это тоже мотивация.
– Когда человек говорит: "У меня плохая память", в этом есть смысл?
Какие процессы нарушены, если мы не запоминаем то, что хотелось бы помнить?
– Это не про плохую память на самом деле, а про
избирательную. Люди помнят то, что находится в сфере их интересов. Им неинтересно что-то, они на этом не фокусируют внимание, не повторяют полученную
информацию и в итоге не запоминают.
© Яков Кожевников
Мы знаем народную мудрость "Повторение – мать учения". В
этой фразе содержится большой смысл. Память – это установление прочных связей
между нейронами в процессе повторного воспроизведения знания. Повторного!
Давайте представим нейроны, между ними проходят сигналы.
Память – это активация нейронных ансамблей, групп. Если они постоянно
активируются, то память укрепляется. Если ты забыл что-то – значит, разрушились
нейронные ансамбли. Но осколки от них остались. Психологи, например, помогают
людям восстанавливать память по этим осколкам, фрагментам.
Вернемся к повторению. Например, мне не интересна философия,
я скучаю на лекциях и ничего не запоминаю. Значит, надо использовать механизм
повторения. Поэтому во всех системах образования лекция всегда дополняется
семинарами, на которых обсуждается ранее услышанное.
Вербализация знания (то есть проговаривание) – это еще один
мощнейший механизм закрепления памяти. Почему дети не помнят свое раннее
детство? Есть такое мнение: одна из причин – они не говорили еще и не закрепили
происходящее в говорении. Не зря мамам маленьких детей рекомендуется
произносить вслух то, что происходит с младенцем. Это механизм косвенного
закрепления информации.
Добавим к повторению и вербализации еще действенное
воплощение. Это когда новую информацию можно сразу применить на практике. Этот
механизм активно используется в современном образовании, которое строится на проектной
основе. Студентам предлагают не просто получить знание, а получить и
попробовать его в какой-то деятельности.
Кстати, именно поэтому иностранный язык лучше ложится в
долговременную память, когда студент находится в стране, где говорят на этом
языке.
Таким образом, вот еще три элемента для хорошей учебы и
запоминания в целом: повторение, вербализация и действенное закрепление.
© пресс-служба ТГУ
Зоя Резанова
– А можно ли стереть воспоминание из долговременной памяти?
– Известно, что в результате психотерапевтических практик
можно избавиться от, например, травмирующих воспоминаний. Память – очень
сложная штука, она разрушается, восстанавливается, в том числе восстанавливается
в новых моделях под воздействием новой окружающей реальности.
Кратковременные знания заменяются долговременными, создают
свои нейронные ансамбли. Воспоминание в долговременной памяти тоже можно заменить,
предложив мозгу информацию с более сильной эмоцией, мотивацией, вниманием. Интуитивная
народная мудрость "Клин клином вышибают" доказана научно.
– С возрастом в нашем мозге разрушается все больше нейронных ансамблей?
Отсюда проблемы с памятью?
– Старение мозга – это абсолютно объективная вещь. Она как
раз заключается в том, что есть старение клеток, разрушение нейронов и их
связей. Современная наука считает, что именно в области кратковременной памяти
с возрастом происходит некоторая деградация.
Но зато долговременная намять, накопленная за жизнь, дает
зрелому человеку преимущество по сравнению с молодежью. Помните про сцепки? Это
тот самый случай – больше вариантов для ассоциативных связей. Поэтому,
например, учиться в университете можно (и нужно) в любом возрасте.
– Есть конкретный возрастной предел, после которого учеба все же будет
даваться со скрипом?
– Ученые говорят о границе 60+, но подчеркну, что это все
очень индивидуально. Потому что один человек работает с юношества, развивается,
сбалансированно питается, правильно кормит свой мозг новыми знаниями, учится,
тренируется и в результате не теряет креативности и умственной активности да
самого преклонного возраста.
Мы же знаем примеры великих режиссеров, которые и в 90 лет
блестяще руководят театрами. У них накоплен огромный опыт для рождения новых
идей.
Безусловно,
что для сохранения такой мозговой активности начинать надо в юности. Если в 20
лет сидеть на лекциях в гаджетах и не помогать своей памяти, не мотивировать
себя, не искать то, что заинтересует, то в 60+ будут соответствующие
результаты. Успех, в том числе успешная эффективная память, зависит только от
нас.