ТОМСК, 28 июн – РИА Томск, Елена Тайлашева. Геномика поведения постепенно начинает отвечать на вопросы, почему
дети развиваются по определенной траектории, в какой степени их успех в учебе
зависит от генов, есть ли половые различия в когнитивных способностях. Как
ученые ищут эти ответы и что уже знают наверняка, на вебинаре для родителей рассказала
ученый Томского госуниверситета Юлия Ковас.
Близнецы как ключ
Начиная вебинар "Почему
все дети развиваются по-разному? Результаты многолетних исследований детского
развития",
Юлия Ковас подчеркнула: в современном мире неправильно пытаться объяснить
сложные феномены упрощенными моделями.
"Мнение,
что дети развиваются по-разному, например, потому что их по-разному
воспитывают, не до конца правильное. В научных кругах уже довольно давно
применяется так называемая био-психо-социальная модель развития: есть набор
биологических факторов, психологических и социальных процессов, которые, взаимодействуя
друг с другом, в конечном счете влияют на процессы развития",
– рассказала она.
Эти процессы исследует отдельная наука – геномика поведения,
задача которой – как можно лучше понять генно-средовое взаимодействие.
© сайт Томского государственного университета
Юлия Ковас – ученый с мировым именем, директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении Голдсмитс Университета Лондона, директор Международного центра исследований развития человека ТГУ.
Один из основных методов в геномике поведения – лонгитюдные
(то есть долговременные) близнецовые исследования, когда на протяжении многих
лет близнецы сравниваются между собой. Так, ТГУ уже много лет координирует российский
школьный близнецовый реестр, также в университете продолжается
междисциплинарное исследование PLIS, в которое вступали семьи в момент
беременности матерей (включая тех, кто смог зачать ребенка с помощью ЭКО).
Самые старшие дети – уже дошкольники.
"Также
я работаю в большом английском проекте раннего развития близнецов, который
продолжается более 25 лет, и рамках которого около 7 500 пар отслеживаются с момента
рождения", –
рассказывает Ковас.
© РИА Томск. Олег Асратян
Именно близнецы могут помочь ответить на вопрос, в какой
именно пропорции на когнитивное развитие влияют гены и среда. Ведь, например, у
монозиготных (однояйцевых) пар – 100% одинаковый набор генов, но уже с самых
первых моментов жизни они различаются в поведении и темпераменте, а в
дальнейшем – по характеру. Несмотря на внешнюю одинаковость, показывают разные
склонности в учебе, выбирают разные карьеры…
"Очень
долго и в науке, и в популярном знании присутствовало противопоставление
генетических и средовых факторов. Но сегодня совершенно понятно, что они
работают вместе. Гены вносят вклад в строительство нейронов мозга, в то, как эти
нейроны объединяются в сети, взаимодействуют друг с другом. Но они не развиваются
в вакууме – все процессы происходят в определенных средовых условиях.
Если проанализировать все
человеческие черты, изученные в близнецовых исследованиях, вместе, то в среднем
и гены, и среда участвуют во всех характеристиках 50/50",
– говорит Юлия Ковас.
© скрин страницы сайта encyclopedia-deti.com
Многие доступные результаты научных исследований о раннем детском развитии объединены на сайте "Энциклопедия раннего детского развития" (encyclopedia-deti.com). Томские ученые участвуют в создании русскоязычной версии этого ресурса.
Активная модель развития
Сегодня понимание
детского развития перешло с так называемой пассивной модели в активную. Юлия
Ковас поясняет: часто среда воспринимается как нечто, на что ребенок влиять не
может – конкретные родители, конкретный дом, конкретные учителя…
"На
самом деле ясно, что ребенок с самых первых дней выстраивает так называемую
активную модель своего развития: он ведет себя определенным образом,
взаимодействуя со средой, модифицируя ее под влиянием своей уникальной ДНК. И
даже если это среда одной семьи, одного класса, она все равно будет уникальна
для каждого ребенка", –
отмечает ученый.
Генетические факторы
способствуют и тому, что образовательная траектория ребенка начинается очень
рано. Например, в канадском лонгитюдном близнецовом исследовании отслеживался
такой параметр, как "ранние
математические знания" в
возрасте 4, 5, 6 и 7 лет. Большая выборка детей "поделилась"
в итоге на четыре траектории развития.
© РИА Томск. Ольга Трепова
Первая – это ребята, которые
в четыре года показали низкие результаты в математическом знании. С каждым
годом они узнавали больше и больше, но во всех возрастах эта группа показывала
более низкие результаты, чем другие дети в этой же выборке.
Вторая траектория – это те,
кто в 4 года в среднем знал больше. Дальше они развивали свои математические
знания и делали это лучше, чем сверстники из первой группы.
Третья траектория – это дети,
которые показали очень хорошие математические знания в четырехлетнем возрасте, гораздо
лучше, чем прочие сверстники, и они продолжают показывать стабильно высокие
результаты на протяжении своего развития.
Но особый интерес представляет
четвертая траектория: поначалу эти ребята показывали достаточно низкие
результаты, схожие с первой группой, но как только оказались в формальном
образовании (1 класс в школе), то сделали огромный скачок и начали показывать
результаты, как группа изначально сильных ребят.
"В
этом исследовании авторы показали, что траектории развития математического
знания, во-первых, закладываются очень рано – уже в 4 года есть очевидные
различия. Во-вторых, они являются более-менее стабильными – за исключением четвертой
группы. В-третьих, эти траектории закладываются под влиянием как генетических,
так и средовых факторов, с другой стороны, эти траектории не зафиксированы
абсолютно – скачок четвертой группы точно объясняется изменением среды.
И это оптимистический
посыл – какими бы факторами не объяснялись различия на сегодняшний день, если
мы будем умно менять среду, выстраивать ее под детские нужды, то, возможно, сможем
изменить эти траектории кардинально",
– подытоживает Ковас.

Ученые обнаружили также слабую, но значимую корреляцию между способностью ребенка нарисовать в 4 года человека и его математическими знаниями в 12 лет: если на рисунке малыша были изображены нужные части тела, эмоции на лице, то его успеваемость в математике впоследствии была в среднем немного выше.
Ничто не вечно
"Когда
дети совсем маленькие, основные различия в когнитивных способностях между ними
объясняются средовыми факторами – многое зависит от здоровья матери, полноценного
питания и так далее.
Постепенно генетические факторы влияния на развитие могут
возрастать. Например, к моменту, когда мы становимся взрослыми людьми, большой
процент различий в общем интеллекте между нами объясняется именно ими. То есть
генетические влияния на интеллект усиливаются с возрастом. Этот феномен пока
плохо понят – есть гипотезы, его объясняющие, но пока мы не до конца понимаем
этот процесс", –
подчеркивает Юлия Ковас.
Зато уже достоверно выяснено, что половых различий в общих когнитивных
способностях нет. Это показано в большом количестве исследований. Например, в британском
исследовании анализировались данные одних и тех же детей в возрасте от 2 до 16
лет. В самом раннем возрасте девочки показывали по вербальному интеллекту более
высокие результаты, однако к школе (к семи годам) эти результаты уравнивались.
По невербальному интеллекту картина была аналогичной.
"Стабильные
средние различия во многих исследованиях были показаны в пространственных
способностях. Так, в нашем исследовании пространственные способности в 16 лет у
мальчиков были более высокими. Есть много гипотез, как эволюционных, так и
других, объясняющих этот факт. Но я бы обратила внимание на то, что есть
различные способы развития пространственных способностей: например, сейчас
появилось несколько исследований, в котором показано, что их можно улучшать
определенными пространственными видеоиграми",
– говорит ученый.
© РИА Томск. Ольга Трепова
Пространственные способности важны для математики – люди, у которых больше развиты пространственные способности, в среднем более успешны в математических науках, а также технических специальностях. Пространственные способности могут быть связаны с некоторыми видами спорта, с успешностью в музыке.
И отмечает еще один
интересный результат исследования: "В
одном исследовании показано, что девочки демонстрируют более быстрое улучшение
пространственных способностей с использованием этих методов. Эти
результаты нужно изучать дальше, чтобы понимать, почему такие эффекты
возникают. Но явно есть надежда, что найдем способы развития этих способностей
и внесем вклад в когнитивное развитие в целом".