ТОМСК, 7 мая – РИА
Томск. Если у человека трясутся руки перед решением уравнения, не
обязательно, что он плохо знает математику – у него может быть математическая
тревожность. Почему девочки страдают ею чаще, передается ли это с генами и кому
клеймо "гуманитарий" разрушает карьеру, рассказала младший научный сотрудник
Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского госуниверситета (ТГУ) Анна Будакова.
Свое исследование Будакова представила на секции "Математика" ХV Международной
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Перспективы развития
фундаментальных наук", завершившейся в Томске. Основные тезисы из ее выступления – в материале.
Что такое
математическая тревожность
"Математическая тревожность – это эмоциональная реакция на
математику как на что-то дискомфортное, вызывающее страх и беспокойство, от
чего хочется дистанцироваться. Почему
именно математика, а не, скажем, геометрия? Потому что математика – абстрактная
наука, там меньше визуализации, в отличие от той же геометрии; уравнение нельзя
потрогать или представить.
Симптомы тревожного
расстройства могут возникнуть даже в таких элементарных случаях, как
необходимость пересчитать сдачу или выбрать размер скидки. Вы скажете –
есть тревожные люди, которые волнуются по любому поводу, и решение математических
задач – просто один из них. Но штука в том, что волнение, связанное с
математикой, часто возникает у тех, у кого общей тревожности не так много. Причем
уровень математической не коррелирует с показателями тестов IQ.
Был проведен глобальный опрос PISA об отношении к математике, в нем
приняли участие полмиллиона подростков 15-ти лет из 40 стран. Треть из них –
треть, я подчеркиваю! – ответили, что чувствуют напряжение при работе с
математическими задачами. 59% считают математику слишком сложной. Я работала в приемной комиссии
своего вуза и видела, что дети отказываются от интересной специальности только
потому, что там математика. Она страшным зверем нависает над их головами…
Именно в школьном возрасте маттревожность выше, все-таки
студенты уже сформировались как личности, самооценка у них выросла".
© предоставлено Анной Будаковой
Сотрудник Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ Анна Будакова
Что в этот момент происходит
с мозгом
"Есть такой конструкт, как рабочая память, которая отвечает
за удержание условий задачи. Когда "включается" математическая тревожность,
рабочая память вместо того, чтобы обрабатывать задачу, начинает загружаться
мыслями: "Боже мой, как это страшно!", "А справлюсь ли я?". Совокупность
тревожных мыслей начинает "съедать" ресурсы мозга, отсюда и невозможность
справиться с решением.
Ряд ученых проводили исследования мозговой активности в момент выполнения
математического задания. Когда звучало предупреждение "Сейчас будет задание по
математике", то у людей с высокой математической тревожностью активировалась
зона мозга, ответственная за ожидание физической боли!
А в момент, когда
испытуемые совершали ошибку (и осознавали это), в дело вступала правая
островковая доля, которая отслеживает физиологическое состояние тела и дает
организму сигнал к мобилизации перед стрессом. Получается что страшна не сама
математика даже, а ожидание выполнения
математических действий".
Откуда берется маттревожность
"Половина студентов не поступают на специальности, связанные
с математикой, потому что им в детстве постоянно говорили: "Ты у нас
гуманитарий!", соответственно, они переставали стремиться к развитию
математических навыков, и они могли отказаться от карьеры в перспективных
направлениях – химии, физике, IT и так далее. Продуцирование ярлыков способствует укреплению
у человека негативной установки на этот вид деятельности.
Еще один важный фактор, который способствует развитию
маттревожности, – гендерный стереотип. "Русский – для девочек, математика – для
мальчиков". Причем это никак не связано с матуспешностью. В России проводилось международное
исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) на пяти тысячах
учеников четвертого класса, девочки и мальчики в среднем получили за тесты одинаковое
число баллов.
© с сайта лаборатории лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ
Таким образом, способности обоих полов в математике
одинаковые, а вот самооценка этих способностей куда ниже у девушек. Это
доказало одно интересное исследование. Одной группе испытуемых перед
выполнением задания говорили: "Хотим проверить, насколько правда, что девушки
хуже в математике", вторая же группа просто выполняла задание. В первой группе
результаты девушек были хуже, чем во второй, просто потому, что им транслировался
стереотип.
Нашими коллегами в университете Голдсмитс в Лондоне было
проведено близнецовое исследование, выяснявшее, насколько математическая тревожность
передается с генами? Оказалось, что наследуемой она является примерно на
30-40%, остальное – влияние среды".
Как снизить маттревожность
"Первое – это, конечно, укрепление базовых навыков. То, чего
боишься, нужно изучать. Как показывают исследования, повышение базовых навыков
способствует росту уверенности и мотивации для занятия математикой.
Второе: очень важно и в семье, и в школе не транслировать
негативные установки – гендерные стереотипы, собственные страхи перед
математикой, ярлыки типа "технарь-гуманитарий". Поддержка должна быть
позитивная. Не должен ребенок слышать угроз: "Учи математику, а то никуда
без нее не поступишь!".
Математика должна позиционироваться как вызов,
который можно принять, а не как что-то слишком сложное. Такая поддержка
оказывает позитивное влияние на успехи ребенка в сложной математике
(геометрии, алгебре, анализе данных и
вероятностях) и снижает уровень его
математической тревожности.
Третье – работа с эмоциями. Нужно написать тревожные мысли,
озвучить беспокойство, осознать стрессовый фактор. Это очень эффективно перед
контрольными тестами, зачетами, экзаменами: это освободит рабочую память для
непосредственно решения задач.
Также нужно отслеживать свои физиологические
реакции: зафиксировать, как потеют ладони перед выполнением задания, как крутит
живот, как напряжено тело и участилось сердцебиение. Это позволит начать их
контролировать и уменьшить тревожное поведение".