ТОМСК, 31 июл – РИА Томск. Магистрантка Томского государственного университета (ТГУ) Таисия Писарева оценила уровень содержания пыли в
атмосферном воздухе Томска; выяснилось, что за последние 10 лет количество этих
взвешенных частиц уменьшилось в 3 раза. Что помогло воздуху стать чище – в
материале РИА Томск.
Пылевая нагрузка
Как рассказал агентству профессор ТГУ, завкафедрой экологии Александр Адам,
в международной практике качество атмосферного воздуха оценивается по трем
показателям: оксиды азота, оксиды серы, взвешенные вещества – пыль.
"Пыль стоит на первом месте, потому что взвешенные вещества
абсорбируют на себе все загрязняющие газообразные вещества и транспортируют
нам. Мы вдыхаем пыль вместе со всем, что на нее, грубо говоря, налипло", –
объясняет Адам.
© из презентации исследования Т. Писаревой
Маркерные вещества
По словам профессора, взвешенные частицы обладают адгезивной способностью,
то есть прикрепляют к себе другие вещества, как правило, опасные для здоровья
человека. В то же время это микроскопические частицы, а значит, они легко
проникают в организм через нашу легочную систему.
Адам подчеркивает, что пыль в Томске – это не "побочный продукт"
промышленности, как это часто бывает в производственных городах, а последствия
борьбы с гололедом. Каждую зиму дороги областного центра посыпаются тоннами
песка, который создает "пылевую нагрузку" в теплое время года.
"Мы (экологи) ведем многолетние переговоры с мэрией. Иван Кляйн в свое
время хорошо среагировал – дал команду уменьшить количество песка. Сейчас, по
моим данным, речь идет о 25 тысячах тонн песка, а было 50. И самое главное –
наши улицы стали чаще поливаться водой. Сметать пыль с дорог – это делает
только хуже, а смывать ее – именно это уменьшает количество пыли в воздухе",
– рассказал Адам.
Магистрантка Писарева добавляет, что бороться с пылью помогает городское
озеленение: "Это всегда буферная зона, но не потому что якобы может
изменить качество воздуха, а потому что пыль оседает на листьях деревьев".
© РИА Томск. Павел Стефанский
.
Опасности нет
Писарева проводила научное исследование в рамках своей магистерской
выпускной работы. Она использовала данные экспертных организаций:
Роспотребнадзора, департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды,
ОГБУ "Облкомприрода".
© из презентации исследования Т. Писаревой
Карта района исследования
"Задача проекта – выяснить, ухудшается или улучшается у нас качество
атмосферного воздуха по содержанию в нем маркерных (основных) веществ. И
результаты исследования нас приятно удивили: есть четкая позитивная тенденция –
за 10 лет качество
атмосферного воздуха улучшилось", – говорит магистрантка.
Она уточняет, что исследовалось содержание различных веществ в атмосферном
воздухе, и по пыли показатели следующие: количество взвешенных частиц в
атмосферном воздухе уменьшилось в три раза.
"Максимальное зафиксированное превышение предельно допустимой
концентрации зафиксировано в 2010 году – 1,6 мг/м3 (то есть в 3,2 раза), а в
2018 году – уже 0,44 мг/м3 (превышений нет)", – сообщила исследовательница.
Эти данные ей удалось выяснить с помощью цифровых инструментов: Писарева
составила digital-карту Томска и проследила, как менялись данные по районам
города на протяжении последних лет.
Также Писарева пришла к выводу, что основной источник загрязнения воздуха –
автомобильный транспорт. На него приходится 73% выбросов загрязняющих веществ –
это оксид углерода (CO), NO2 (диоксид азота), фенол, формальдегид, опять же
взвешенные вещества.
Расчет индекса суммарного загрязнения показал, что в целом уровень
загрязнения атмосферного воздуха в Томске низкий (0,77) и является безопасным
для здоровья населения.
© из презентации исследования Т. Писаревой
Динамика выбросов