ТОМСК, 11 апр – РИА Томск, Александр Мазуров. Всемирный день
анимешника отмечается 11 апреля. У многих японская мультипликация ассоциируются
с косплеем и фестивалями, где люди перевоплощаются в персонажей игр, аниме,
фильмов и комиксов. В Томске движение активизировалось в 2000-е годы, а сейчас
в городе проходит ежегодный geek-конвет, собирающий людей со всей
Сибири. Две истории томского косплея – в обзоре РИА Томск.
"Все девочки пошли на утренник принцессами, а мы – троллями"
Элине
21 год, учится в Губернаторском колледже социально-культурных технологий и
инноваций на режиссера и организатора массовых мероприятий, совмещает учебу с
работой в батутном центре Jordan. На фестивалях она – Хината, Эмити Блайт и
тролль Каркат Вантас.
© предоставлено ЭлинойНа фото справа – Элина в образе Эмити Блайт, персонажа из мультсериала "Дом совы".
"В
три года я посмотрела "Покемонов", это было первое аниме, я стала
что-то вырезать, интересоваться этим. В школе увлеклись с подругой Homestuck
(веб-комикс). В 2011 году, тогда нам было по 11 лет, решили сделать
костюмы. Все девочки пошли на утренник принцессами, а мы с подругой – троллями.
Сами пробовали рога сделать, расписать футболки, найти похожие вещи", – вспоминает
Элина.
В
14 лет она стала заниматься в косплей-студии Howl. В 2017 году вместе с
подругами основала собственную команду – "Кекотики".
© РИА Томск. Александр Мазуров.
Енот,
Ящерица, Лисица, Птица, Олень и Броненосец выступают на различных фестивалях в
сибирских городах. Псевдонимы взяли себе по тотемным животным. Элина в команде –
Птица.
"Мама
вообще ненавидела это мое увлечение, выбрасывала реквизит, не давала смотреть
аниме, считала, что оно зомбирует, разрушает мозг – собрала максимально все
стереотипы. В студию тоже не пускала, я ходила тайно… Отец, наоборот, всегда считал,
что сцена развивает. Он и сейчас меня поддерживает, все фотографии смотрит,
болеет за нас", – рассказала Элина.
© предоставлено Элиной"Кекотики" на томском фестивале "CON.Версия" в 2021 году: "Мы изначально со многими были друзьями, уже много лет вместе, от 8 до 15. С кем-то познакомились в студии, с кем-то знакомы со школы, мы очень близкий тесный круг, который постоянно вместе".
Важная
часть косплея – костюм и работа над образом. Некоторые шьют и собирают костюмы
полностью сами, Элина делает только "крафт" (посохи, сосуды,
различную бутафорию, элементы костюмов). Шить костюмы Элина отдает знакомой
портнихе. Ткани к костюмам покупает самостоятельно – так получается экономить,
самый дорогой костюм в коллекции стоит в районе 10 тысяч рублей.
"Косплей
– не только костюмы. Больше всего времени занимает подготовка номера, написание
сценария, организация, репетиции. Даже фото-косплей – это все равно постановка
кадра, поиск локаций, актерская игра", – пояснила Элина.
© предоставлено ЭлинойОдно из выступлений "Кекотиков" на фестивале Siberia Otaku Saiten в 2019 году. Есть два вида косплея: сценический – постановка со сценарием, словами и музыкой; и дефиле – когда демонстрируют костюмы и "отыгрывают" какие-то сюжетные моменты жестами и переходами.
"Косплей
для меня как дополнение реальности, новые ощущения, новые эмоции, много
персонажей и фэндомов... Сейчас я очень привязываюсь к персонажам,
чтобы почувствовать себя в этой роли, пережить эмоции. Также это работа в
команде. Обожаю подготовку, когда что-то вместе делаем, собираемся", – рассказала
Элина.
Собираются
"Кекотики" на квартирах, репетируют "где придется":
"Есть реквизит, без которого действия не сделать – нужны мечи, молоты,
чтобы отрепетировать "боевку". Прямо на улице рядом с детской
площадкой и репетируем, обычно никто внимания не обращает. А вот когда идешь с
фестиваля, люди проявляют интерес к рогам, просят их померить".
© предоставлено ЭлинойОдин из образов, который Элина придумала сама – "языческая ведьма".
По
словам Элины, у каждого региона свой косплей – например, томичей на фестивалях
сложно перепутать с новосибирцами: "В Томске более сюжетные вещи делаем. У
нас немножко другой подход к сценической части: запары над сюжетом, над
персонажами, чтобы показать их взаимодействия. Но в Новосибирске больше
людей, которые могут показать масштабные костюмы".
"Эй, ты не староват ли для подросткового хобби?"
Ксения
Камалеева создает образы с помощью макияжа и грима, занимается косплей- и арт-съемкой.
Косплеем увлеклась, когда ей было 17 лет, примерно в это же время пошла на
курсы макияжа.
"Еще
когда училась школе, узнала, что существует косплей. Тогда же были первые
поиски компании – позже собрался замечательный творческий коллектив,
были попытки что-то шить, мастерить, был куплен первый парик, и начались
любительские фотосессии на обычную цифровую мыльницу – приятно сейчас
вспоминать", – рассказала Ксения.
© предоставлено Ксенией КамалеевойКсения в образе Эмили из мультфильма Тима Бертона "Труп невесты". Для пошива корсета пришлось брать индивидуальные уроки у портного, ткань расписана вручную. На создание образа ушло полгода в перерывах между учебой и работой.
Макияжем
Ксения начала заниматься, получив в подарок от мамы сертификат на курсы
"Визажист салона". Уже в студенческие годы подрабатывала в салонах
красоты и продолжала учиться, посещая различные мастер-классы.
"Делать
макияж было интересно, но постепенно захотелось большего. Я смотрела кино,
читала книги, комиксы – везде внимание привлекали герои с особенностями
внешности: кожа необычного цвета, чешуя, рога, уши неестественной формы и
многое другое. Было понятно, что создать подобное без особых знаний и навыков
не получится", – рассказала Ксения.
© предоставлено Ксенией КамалеевойКсения нашла курсы по гриму в Санкт-Петербурге, параллельно продолжала интересоваться косплеем – посещала различные фестивали, гик-конвенты. Изначально Ксения работала над портфолио с другими фотографами, но со временем начала фотографировать сама.
"Сейчас
у меня комплексный подход: создаю образы под ключ – от базовых, вечерних, до
креативных,а также провожу фотосъемки. Бывает, образ включает не только макияж или
грим, но еще и боди-арт. Иногда вместе с бутафорией и индивидуально
подготовленным под образ париком", – рассказала Ксения.
Клиенты
Ксении – не только косплееры. К ней обращаются организаторы мероприятий и
медийные личности. Один из последних проектов – грим для съемок клипа на песню
"666" группы "Следы". Обращаются к ней невесты и
женихи: "Парням после мальчишников нередко нужно замаскировать
синяки".
© предоставлено Ксенией КамалеевойБольше всего Ксении нравятся персонажи из видеоигр в жанре фэнтези: Witcher, World of Warcraft, Horizon zero dawn. Собственные костюмы для Ксении – хобби, которому не всегда удается посвятить время: "Хотя из-за профессиональной деятельности есть ощущение, что погружена в это занятие постоянно".
"Есть
несколько уровней сложности. Самое базовое в моем понимании — нарисовать что-то
на лице. Для этого нужны художественные навыки, но не требуется никакой
предварительной подготовки, помимо создания эскизов. Есть вариант грима с
прямым моделированием на лице: с помощью специальных материалов создаются
необходимые объемы, затем окрашиваются. Например, скулы Малефисенты, грим с
простыми ранами или зомби", – рассказала Ксения.
Сложный
пластический грим предполагает снятие с лица модели слепка, изготовление его
гипсовой копии. Работа над таким гримом занимает около двух недель.
© предоставлено Ксенией Камалеевой.
По словам Ксении, многие люди все еще относятся к косплеерам с
осуждением: "Впервые многие ребята сталкиваются с этим дома и в школе.
Позже – в колледже или в университете, кто-то, быть может, и на
работе".
"Сперва
это называют детской блажью, потом ты в момент становишься слишком взрослым для
этого, и можно услышать со стороны: "Эй, ты не староват ли для подросткового
хобби?"… Люди в свое свободное время вяжут, выкладывают мозаику, ходят в
караоке или обучаются танцам – косплей ничем не отличается от этого с точки
зрения приобретения позитивного опыта и навыков", – отмечает Ксения.