ТОМСК, 15
сен – РИА Томск, Валентина Анкудинова. Выборы томского
губернатора прошли, но вопросы у жителей региона остались. Главный из них – что
дальше. Предположить, как может измениться система управления области,
журналисты РИА Томск попросили эксперта по конституционному
праву Эльмана Юсубова.
Ранее
сообщалось, что выборы губернатора Томской области проходили 10 и 11 сентября.
По итогу за врио главы региона Владимира Мазура проголосовали около 199 тысяч томичей, он набрал 84,94%
голосов. Мазур, обещавший после выборов кадровые перестановки, в беседе с РИА
Томск рассказал, что планирует переводить малоэффективных сотрудников
обладминистрации на другие позиции, где их навыки могут быть востребованы.
– На прошедших выборах губернатора победитель Владимир Мазур
набрал больше 80% голосов. Что может дать такая поддержка губернатору, и как
это может повлиять на систему управления?
–
Необходимо начать с истоков. Именно истоки имеют принципиальное значение для
понимания. Как известно, 10 мая текущего года президент Российской Федерации
Владимир Путин своим указом прекратил ту "многолетнюю безнадегу",
которая царила на территории Томской области. А 11 сентября 2022 года жители
Томской области этот процесс "безнадеги" завершили.
© Валерий Доронин
Это
означает, что они связывают свое решение, свои надежды с вновь избранным
должностным лицом – Владимиром Мазуром. Сейчас задача номер один – реализовать
весь потенциал для того, чтобы оправдать доверие и реализовать надежды, которые
есть у томичей. Отсюда второе ключевое слово – доверие.
– Речь только о доверии избирателей?
–
С точки зрения науки о конституционном праве, доверие, или легитимность, как
принято сейчас говорить, имеет два элемента. Первый – так называемая внутренняя
легитимность. Когда вновь избранное лицо подтверждает свою легитимность внутри
политической бюрократии. В данном случае речь идет о том, что Владимир Мазур
был делегирован в Томскую область президентом РФ, и он должен был это доверие
оправдать.
Но
самое главное – это внешнее доверие. Когда высшее должностное лицо заслуживает
доверие источника власти – то есть народа. Это очень важно для дальнейшей
работы. Но внешняя легитимность порождает очень серьезные обязательства и у
избирателей. Раз они оказали доверие, то они должны быть солидарны с тем, кому
это доверие оказано. Следовательно, они должно быть активными соучастниками
преодоления той "безнадеги", о которой я вначале говорил.
А
задача вновь избранного губернатора Томской области следующая. Он теперь обязан
не допускать бюрократизации государственного аппарата и выстраивать свои
отношения с гражданским обществом, чтобы их солидарность была востребована. То
есть взаимность, принцип комплементарности, который есть в конституционном
праве.
– Что нужно сделать, чтобы этого
добиться?
–
Для этого он должен самым кардинальным образом изменить схему и стиль
управления.
О стиле
управления в публичном пространстве говорят мало. Это наша беда. Сейчас он
должен быть радикально перестроен. Та закрытость, я бы даже сказал, та
бюрократическая чванливость, которая до сих пор присутствует как стиль
управления, должна быть преодолена и искоренена.
Изменение
стиля – когнитивная проблема, которая связана с этикой, психологией, эстетикой,
социологией. Сегодня отсутствие взаимодействия с обществом – колоссальнейшая
беда нашей действительности.
– А что со схемой управления? Как должна быть устроена
исполнительная власть?
© Валерий Доронин
–
Я глубоко убежден, что прежде всего необходимо определиться, какие методы нужно
использовать. Если это метод целевого госуправления, то не знаю, не убежден,
что он будет лучше всего. Отраслевой метод классический, я сторонник такого
подхода. Но то, что в администрации Томской области должны быть серьезные
структурные изменения, я убежден.
Возможно,
что надо вернуться к дискуссии относительно учреждения правительства Томской
области. Это в последний раз обсуждалось, когда губернатором был Виктор Кресс.
С психологической, с ментальной точки зрения, общественность может воспринять
это своеобразно, так как это непривычная для региона схема управления. Но то,
что в этой сфере нужна серьезная реформа, это однозначно.
Нам
обязательно нужен первый заместитель губернатора, который бы концентрировался
на проблемах, связанных с реализацией текущих задач, поставленных перед
исполнительной властью. А вот губернатор сконцентрировался бы над стратегией
развития Томской области. Он должен работать над надеждой.
– Взаимодействие с областной думой, по вашему мнению, как-то
сейчас будет меняться?
–
Нужен очень серьезный пересмотр отношений между законодательной и
исполнительной властью. Законодательная должна вспомнить, что она обладает не
формальными, а фактическими контрольными полномочиями. Мне представляется, что
наша дума должна быть более активной в плане контроля за действиями
исполнительной власти, что в конечном итоге будет работать ей на пользу – на результат.
Будет подсказка, будет взгляд со стороны, будет какая-то критика, какая-то
дискуссия. Это возбудит общественный интерес. Мы станем полноценными субъектами
нашего конституционного пространства.
– Какие перед Мазуром сейчас встают проблемы?
–
Самой серьезной управленческой проблемой для Томской области является кадровый
вопрос, и все, что касается города Томска. Как можно быстрее надо организовать
и провести выборы мэра. Не перекладывать на следующий год, выборы должны
состояться в 2022 году. Федеральный закон такое право субъектам федерации
предоставляет. Поэтому депутаты Думы города Томска должны внимательно изучить
этот вопрос.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Но
выборы в обязательном порядке должны быть фактически конкурентными. Не
количественно, а содержательно. Можно выстроить линейку из 20 кандидатов и
гордиться этим. Но я категорически противник математизации. Задача политических
партий подобрать не карманных кандидатов, которые в период избирательной
кампании будут заниматься формулированием вопросов, а реальных. Вопросы уже
сформулированы, и кандидаты обязаны отвечать на них.
Теперь
ключевой и очень важный вопрос: мэр города Томска – это политический статус или
управленческий? Для Томска это актуальная проблема, так как предыдущие три
градоначальника претендовали на политический статус и вовлекались в
политическую повестку. Они очень много занимались политикой. Я глубоко
убежден, что будущий градоначальник должен быть управленцем. Он должен
управлять городским хозяйством, как это написано в Конституции, в интересах
жителей.
Здесь
возникает вопрос, а как сделать так, чтобы он не стал политической фигурой?
Проблема решается просто – политическая бюрократия не имеет права затаскивать
его в свои процессы.
– Он должен быть внепартийным?
–
Прежде всего, внепартийным. Он может выдвигаться от любой политической партии,
это всего лишь инструмент при выдвижении. Но вовлекать его во
внутриполитический процесс – значит, погубить управленца. Он не должен ходить
на партийные съезды, партийные конференции, он не должен там выступать, представлять.
Это не его задача совершенно.
– Томичи чаще других во всей области критикуют исполнительную
власть, особенно в управлении городом, и жалуются, что не могут повлиять на
решения мэрии. Не являются ли выборы одним из методов того, как можно повлиять
на власть?
–
Мы должны говорить о гражданской социальной активности. Дело в том, что
Конституция Российской Федерации дает нам право принимать участие в управлении
делами государства и общества либо непосредственно, либо через своего
представителя. Выборы – это как раз непосредственное участие.
Наша
задача – реализовать этот конституционно-правовой потенциал. Следовательно,
необходимо во внутренней политике принципиально отказаться от технологии,
которая именуется "сушкой явки" во имя получения желанного мандата и
внутренней легитимации. Да, перед высоким начальством в этих случаях
отчитались, вас похвалили и, быть может, дали награду. Но это внутренняя
легитимация. Внешняя же легитимация только усугубилась, социальная база
сузилась. Это трагедия.
Причины
низкой явки многофакторные. Здесь и слабая информационная работа, и отсутствие
реальной конкуренции. Применительно к выборам мэра я сказал, что конкуренция
должна быть реальной, кандидаты должны действительно бороться за ту должность,
на которую они претендуют. И не выдвигаться ради массовки. Эта практика должна
умереть. Конкуренция должна быть реальной, содержательной, идейной.