Томичи всегда ждут ледоход: одни с нетерпением – как символ наступившей весны, другие с тревогой из-за возможных подтоплений. 2024-й – не исключение, в Томске в зоне возможного подтопления проживают 8 000 человек. А в XIX веке, пока не построили первую дамбу, некоторые районы топило каждый год.
По словам директора Госархива Томской области Анастасии Караваевой, в XIX веке Томск топило регулярно: "Наводнения воспринимались не так, как мы сейчас с вами воспринимаем. Для нас это чрезвычайное событие. А по тому времени, когда город начал с холмов спускаться вниз, это нормальное явление".
Одно из крупных наводнений в XIX веке в Томске произошло в 1890 году. Тогда Томь и Ушайка разлились так, что Заисточье, Заозерье, район Болота полностью ушли под воду, а на нынешней площади Батенькова плавали лодки.
"И в начале XIX века заботились о пострадавших от наводнения. Губернатор решал вопросы выдачи хлеба нуждающимся, но, опять же, помощь такая, чтобы не умереть с голоду", – сказала Караваева.
По ее словам, всерьез город озаботился защитой от наводнений, а не борьбой с их последствиями, к концу XIX века: "В городе действовало полноценное, осознающее свою ответсвенность перед жителями городское самоуправление".
"Был разработан проект дамбы, которая должна была защитить городскую застройку вдоль берега Томи. Привлекли ученых университета и технологического института к решению проблемы", – отметила Караваева.
"Более-менее качественную дамбу построили, когда появился бесплатный труд – военнопленные. Дамбу построили неплохую, достаточно длинную", – добавила Караваева. На стройке работало 400 военнопленных, им платили по 10 копеек в день и кормили.
В 1947 году из-за резкого потепления и торосов в Томске произошло одно из самых страшных наводнений: "Вода поднималась очень быстро в разных районах города, ничего не помогало. Просто высота дамбы не была рассчитана на такой высокий подъем – до 11 метров". От стихии тогда погибло около 300 человек.
"В 1960-х годах дамба постепенно потеряла свое назначение. Добыча гравия в Томи изменила русло – исчезла опасность больших паводков. Окрестные жители брали для своих нужд глину с дамбы. Постепенно она рассыпалась", – рассказала Караваева. Но проблема наводнений во время ледохода не исчезла.