ТОМСК, 7 окт –
РИА Томск. Запросы
от работодателей на то, чтобы в вузовской программе обучения было больше
практики, сохраняются, но при этом появилась потребность в усилении
фундаментальных параметров; работодатели тоже эволюционируют в понимании того,
каким должно быть современное высшее образование, заявил ректор Томского госуниверситета (ТГУ), член Совета по науке и
образованию при президенте РФ Эдуард Галажинский.
Ранее сообщалось, что в РФ планируется
создать "уникальную" модель высшего образования. В пилотный проект с
2023 года вошли шесть российских вузов, включая ТГУ, которые разрабатывают
отечественную систему уровней профессионального обучения. В сентябре на базе
ТГУ прошло совещание с участием депутатов Госдумы РФ, где обсуждались новые
подходы в высшем образовании.
"Раньше запросов от
работодателей на фундаментальность образования, получаемого выпускниками вузов,
почти не было. Но, как мы видим, работодатели тоже эволюционируют в понимании
того, каким должно быть современное высшее образование. При этом все они
по-прежнему хотят как можно больше практики для студентов во время их
обучения", – цитирует пресс-служба ТГУ мнение Галажинского.
По его словам, таким образом,
возникает один из самых проблемных вопросов реформы: как создать и сохранить
баланс между фундаментальностью высшего образования и его
практикоориентированностью.
"Мы выделяем три
таких основных модели взаимоотношений университета и работодателя. Первая:
предприятие – это просто заказчик будущих кадров, но участвующий в согласовании
содержания и результатов их обучения. Вторая: предприятие – это одновременно заказчик
и партнер. И здесь обучение происходит, в том числе, и на базе
партнера", – заявил ректор.
© предоставила пресс-служба Томского госуниверситета
Третья модель, по мнению
Галажинского, это когда предприятия и университеты – стратегические партнеры
в развитии человеческих ресурсов и территории. Это когда отрасль
трансформируется полностью. Как, например, банковская, в которой банк сегодня
превращается, фактически, в IT-компанию. И здесь требуется уже полная
пересборка всей отраслевой рамки и всего образовательного направления:
квалификаций, компетенций, содержания, форматов и сроков образования и прочего.
"Но возникает новый вопрос: за
счет каких механизмов должны постоянно обновляться содержание и форматы
обучения? То есть каким образом, например, появляющийся в банковской сфере
"цифровой рубль" должен внедряться в содержание образовательных
программ и ППК преподавателей соответствующего вузовского направления? Не зря
говорят, что каждая выявленная серьезная проблема тянет за собой ряд других
проблем", – считает ректор.