ТОМСК, 11 ноя – РИА
Томск. Российские студенты стали чаще положительно оценивать свои альма-матер в
социальных сетях: доля позитива выросла в сравнении с прошлым годом как по
отношению к качеству образования, так и к инфраструктуре. Это выяснила
аналитическая группа с участием экспертов Томского госуниверситета (ТГУ),
которая выполнила масштабное исследование по заказу Минобрнауки.
О результатах проекта, а
также о том, зачем анализировать цифровые следы студентов и проводить опросы
среди молодежи, РИА Томск рассказали участники аналитической группы.
Подробности – в нашем материале.
Ранее сообщалось, что
ТГУ, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и платформа
"Неравнодушный человек" выполнили по заказу Минобрнауки РФ
исследование студенческого мнения. В ходе проекта по цифровым следам и
соцопросам исследователи выяснили отношение студентов к своим вузам, ИИ, а
также ожидания относительно будущего трудоустройства.
Результаты исследования
представили в ходе форума по искусственному интеллекту и большим данным
"Открытые данные", который провели в Москве ТГУ и Университетский
консорциум исследователей больших данных.
© предоставлено пресс-службой форума "Открытые данные"На форуме "Открытые данные"
Как проходило
исследование
Исследование проводилось
в течение 2023-2024 учебного года. Оно является продолжением проекта,
стартовавшего в 2020 году: тогда Минобрнауки поручило изучить, как пандемия
COVID-19 повлияла на качество обучения в университетах. С тех пор проект
реализуется ежегодно. В прошлом году фокус исследования сместили на реформу
высшего образования.
Проект состоит из двух
частей. Первая – анализ больших данных: проводится обработка более 5 миллионов цифровых
следов российских студентов и выпускников в образовательных системах и соцсети
"ВКонтакте", а также анализ данных рынка труда с использованием
платформы "РосНавык". Вторая часть – это обработка опросов студентов
на платформе "Неравнодушный человек".
Какое настроение среди
студентов
В рамках проекта
исследователи проанализировали контент в университетских пабликах в соцсети
"ВКонтакте" – в официальных пабликах, созданных администрацией или
подразделениями вуза, и неофициальных, открытых самими студентами или
выпускниками. Это более 1,8 миллиона постов и 3,5 миллиона комментариев.
Все анализируемые посты
и комментарии были разделены на тематические категории: "Лояльность
студентов к администрации вуза/его решениям", "Финансовое
благополучие", "Особенность взаимодействия преподавателей, научных
руководителей и студентов/аспирантов, учебная вовлеченность", "Социально-бытовые
условия/проблемы", "Внеучебная вовлеченность студентов/аспирантов",
"Стресс и психологическое благополучие в условиях дистанционного и очного
обучения".
Исследователи выяснили,
что изменилась тональность сообщений во всех тематических категориях: в шесть
раз снизилось количество негативных сообщений, а в целом за последний год на
четыре пункта вырос общий позитив с точки зрения отношения к своему родному
вузу. Проявление негатива, в свою очередь, присутствует там, где студенты
обсуждают расписание, работу сайта вуза, учебные дисциплины, сессии.
Что мотивирует студентов
Как прокомментировал РИА
Томск гендиректор Университетского консорциума Вячеслав Гойко, в прошлом году
63% студентов обсуждали стипендии. Сейчас же на первый план вышли вопросы о
будущем трудоустройстве, и только 38% по-прежнему говорят про стипендию.
"Всего за один год
так сильно изменился дискурс. Наши студенты теперь мотивированы не текущим
доходом, для них более ценным стал вопрос о профориентации, будущей
профессии, а также траектории, которая их приведет на рабочее место. Они видят,
что есть определенный дефицит кадров, и хотят четко понимать, кем будут в
будущем", – сказал он.
Вячеслав Гойко
Оценка образования и
инфраструктуры
Часть масштабного
исследования проводилась на платформе "Неравнодушный человек". В
частности с мая по июнь 2024 года здесь был организован опрос студентов,
преподавателей и административных работников госвузов. Исследование охватило
восемь федеральных округов и новые регионы, всего 111 365 респондентов.
Общий уровень
удовлетворенности качеством образования выше всего у студентов – примерно 73,17
балла. Причем 21% студентов максимально удовлетворены сервисами,
предоставляемыми вузами. Недовольны организацией процесса обучения 15%
студентов.
Доля положительных оценок
студентами эмоционального отношения к вузам выросла до 64% (в 2023 году этот
показатель был равен 60%). Доля отрицательных оценок осталась относительно
стабильной – 5 % студентов дискомфортно чувствуют себя в вузах. Гордость за
свой вуз, как и в прошлом году, испытывают 58% студентов. Сократилась доля тех,
кто стыдится своим обучением в вузах, – с 3% в 2023 году до 1 % в 2024-м.
Опрос показал, что
респонденты удовлетворены инфраструктурой университетов в части спортивных
объектов, библиотек, общественных пространств – положительно их оценивают 77%
студентов, 77% преподавателей и 79% административных вузовских
работников.
© РИА Томск. Никита ГольцовУниверситетская роща
Также высоко оценивается
внешний вид, дизайн и ремонт корпусов и аудиторий вузов. Хуже всего оцениваются
точки питания – ими недовольны 23% студентов, 30% преподавателей и 25%
административных работников.
Искусственный интеллект:
чего хотят от выпускников вуза работодатели
По словам Гойко, в этом
году исследовательская группа впервые включила в проект данные рынка труда.
"С помощью
платформы "РосНавык", созданной для анализа рынка труда, мы выбрали
95 тысяч вакансий, которые касаются искусственного интеллекта в России. Эти
вакансии были опубликованы на сайтах hh.ru, SuperJob, Работа в России,
Работа.ру c 1 августа 2023 по 1 июля 2024 года. Так как в центре исследования
вузы, мы выделили из этих вакансий те, которые требуют высшего образования, – 8
671 вакансия", – пояснил он.
Гойко уточнил, что все
требования к специалистам по ИИ на рынке труда можно разделить на две
категории: требуются разработчики-программисты, которые создают продукты на
основе ИИ, и другие специалисты, которые умеют пользоваться ИИ.
"Мы увидели, что
пользователи ИИ без опыта работы сравнялись по зарплате с разработчиками и даже
немного превосходят их в вакансиях, где требуется опыт от 1 года до 3 лет, – 75
тысяч рублей против 69 тысяч. Это говорит о растущем спросе экономики и
показывает, что навыки и компетенции с ИИ нужны не только в технических
направлениях, но и в широком пуле профессии", – рассказал собеседник
агентства.
Что думают студенты об
ИИ в учебном процессе
Анализируя цифровые
следы студентов в соцсети "Вконтакте", исследователи выяснили, что
самыми упоминаемыми нейросетями являются ChatGPT, Kandinsky, Midjourney, GigaChat,
YandexGPT, Playground AI и Dream.
Одной из наиболее
популярных тем среди пользователей является использование нейросетей в
образовательных целях, особенно для написания курсовых и дипломных работ.
Например, они помогают студентам генерировать черновики текстов, формулировать
сложные мысли, структурировать информацию и анализировать большие объемы
данных, что ускоряет процесс написания научных и академических работ.
Наряду с этим
обсуждается и этическая сторона использования ИИ в учебе: некоторые
пользователи выражают беспокойство по поводу того, что чрезмерная зависимость
от ИИ может снизить качество знаний и угрожать академической честности. Тем не
менее, большинство комментаторов подчеркивает, что правильное использование
нейросетей в качестве инструмента поддержки, а не полного замещения
самостоятельной работы, приносит значительную пользу.
© РИА Томск. Никита ГольцовСтуденты ТГУ
Зачем знать студенческие
настроения
Как отмечает
руководитель проекта и эксперт научно-исследовательской лаборатории прикладного
анализа больших данных ТГУ Юлия Александрова, исследование демонстрирует, что
вузовская система стремительно меняется под влиянием технологий.
"Само исследование
показывает, какие возможности открываются перед университетской наукой и
образованием благодаря ИИ и big data: мы проанализировали колоссальный объем
данных инструментами для работы с цифровыми следами и большими данными", –
говорит собеседница агентства.
По ее словам, в
результате аналитики увидели многогранную картину современного высшего
образования, ключевые тренды и проблемы, с которыми сталкиваются студенты до и
после выпуска из университета. Таким образом, технологии помогли получить
важнейшую информацию, на которую нужно опираться, проводя трансформацию системы
образования и университетской среды.
По мнению ректора ТГУ
Эдуарда Галажинского, слова которого приводятся в аналитическом докладе с
результатами проекта, столь полные и длительные исследования помогут
национальной системе высшего образования максимально эффективно
трансформироваться в соответствии с требованиями постоянно меняющегося
мира.
"Благодарим всех
участников исследований и приглашаем заинтересованных стейкхолдеров
использовать данные этого исследования для выработки комплексных мер,
направленных на продуктивное взаимодействие системы образования и рынка труда",
– цитируется в докладе ректор ТГУ.