ТОМСК, 14 янв – РИА Томск, Валентина Анкудинова. Около 250 томских водителей такси не вышли во вторник вечером на линию. Свое решение они объяснили тем, что хотят привлечь внимание компании "Яндекс" к низким тарифам, переработкам, а также к неравным условиям труда. Подробности – в материале РИА Томск.
Ранее в соцсетях стали распространяться сообщения с "манифестом" водителей такси. Согласно его тексту, за последние месяцы цены на автомобили выросли на 30-40%, запчасти – 60-70%, аренда и топливо на примерно 20%, а базовые тарифы Яндекса эти расходы не покрывают. Авторы манифеста предлагали водителям сойти с линии во вторник вечером, с 16.30 до 19.30. Некоторые в комментариях называли эту акцию забастовкой.
"Живем за рулем"
© РИА Томск. Павел Стефанский
"Мы неоднократно говорили Яндексу, что водители не хотят
работать по таким ценам, что лучше будут отдыхать. Поэтому сегодня в час пик мы
отдохнем, проведем время с семьей. Мы не считаем это забастовкой,
просто водители решили взять выходной", – рассказывает представитель
одного из томских автопарков Александр.
Он
поясняет, что на старте Яндекс обещал "адекватную зарплату за 40 часов
работы в неделю". Сейчас же на деле водители получают примерно 500 рублей
в час. "Все получилось совершенно наоборот. Они все обещают, но это лишь
слова. Например, говорили, что уберут из такси мигрантов, но те все равно
работают, и даже сами пассажиры жалуются, что больше 70% тех, кто к ним
приезжают – мигранты", – отмечает собеседник агентства.
Вся
эта ситуация, по его словам, приводит к тому, что многие водители "живут
за рулем": времени поесть, отдохнуть и поспать им не хватает.
"Мы
известили регионального представителя службы поддержки, что не хотим уходить с
линии, хотим работать, трудиться. Но сейчас цены и условия абсолютно
неадекватные. Как вы думаете, почему число ДТП с участием таксистов растет? Это
происходит лишь потому, что парни долгое время находятся на линии, ведь
им надо зарабатывать: семьи, дети, ипотеки, кредиты – этого никто это не
отменял", – добавил Александр.
Нет контакта
То,
что часовой заработок в среднем составляет 500 рублей, говорит и другой
собеседник редакции, Дмитрий. Он сотрудничает с Яндексом уже восемь
лет. Свое отношение к ситуации, которая сложилась на рынке, он, выражаясь цензурно, описывает
словом "Накипело".
"Стоимость
аренды автомобиля от 1800 за "Ладу" до 3,5 тысячи за "Тойоту Камри",
мойка и заправка от 2,5 до 3 тысяч рублей", – объясняет он траты и
добавляет, что еще одним камнем преткновения является качество работы службы
поддержки.
"Есть много проблем, про которые никто кроме водителя не знает. Но Яндекс на просьбы как-то помочь никак не реагирует!
Звонишь в поддержку – слушаешь 15 минут музыку, получаешь шаблонный ответ. Я ни в коем разе не хочу дискредитировать и как-то осквернять компанию, так как положительные моменты тоже безусловно присутствуют, просто хотелось, чтобы к водителям прислушивались, так как мы стремимся не только зарабатывать, но и улучшить сервис", – говорит он.
Нерадостная арифметика
По
словам члена неофициального профсоюза таксистов Томской области Алексея,
вечером во вторник на линию не вышли около 250 человек. Однако это "капля
в море".
"В ковидный 2022 год на действия антимонопольщиков был
наложен мораторий в отношении аккредитованных IT-компаний, таких как Яндекс. То есть,
никаких проверок не было. Мораторий закончился в 2024 году, но Яндекс с весны,
наверное, начал вести активную агитационную программу: приглашал работать в
такси, обещал большие заработки. Поэтому сейчас рынок таксистов перенасыщен, Яндекс
обезопасил себя от невыезда на заказ", – говорит он.
В итоге, сейчас машин на линии много, а ценник на их
услуги минимальный. Не спасает ситуацию даже коэффициент повышенного спроса, значение
которого также уменьшилось по сравнению с прошлым годом.
"В такси я пришел в 2014 году. Тогда минимальная
стоимость поездки была 150 рублей. Сейчас самая минимальная стоимость поездки 113
рублей по эконому. А прошло 11 лет. Цены выросли, топливо взлетело, расходники
взлетели, утиль-сбор подорожал, что повлекло повышение стоимости автомобилей. То
есть, расходы выросли, а зарплата, грубо говоря, уменьшилась", – рассказывает он.
© из телеграм-канала "Томская полиция"
Появились и другие новые требования. Например, с 1 сентября 2024
года вступил в силу закон обязательного страхования
гражданской ответственности перевозчика, чтобы пассажир в случае ЧП мог
рассчитывать на компенсацию.
"Все это ставит в неравные условия
профессиональных таксистов. Одни делают все по закону и получают за это копейки. А другие не делают ничего и получают те же копейки. У меня сделан весь пакет документов, все легально.
Каждое сиденье в автомобиле застраховано на 2 миллиона. Вот, сегодня был
пост про ДТП на Ивана Черных. Вопрос: а у водителя была страховка? Потому что
если нет, то пассажир не сможет ничего добиться. Яндекс просто позиционирует
себя как информационная платформа", – делится Алексей.
Сам Алексей таксует на "Ладе" 2023 года выпуска. Машина
находится в лизинге, ежемесячный платеж – 45 тысяч рублей. При эффективном режиме работы (при котором водитель видит только начальную точки пути и не видит конечную) комиссия "Яндекса" составляет 16% от заказа. Плюс, подключена автоматическая уплата налога – это еще 4%. С учетом всех трат на руках остается 20-30% от одного заказа.
"Год назад, чтобы заработать 6 тысяч рублей, мне было нужно 10 часов и 25 заказов. Сейчас я должен отработать 14 часов и сделать от 35 до 40 заказов. А дальше математика. Мой платеж за машину – 1700 рублей, 1200 заправка, плюс 500 рублей – обслуживание машины. Из 6 тысяч остается 2,5 тысячи на руки. Те, кто работают в сегменте "Комфорт", платят больше. Чтобы хоть что-то зарабатывать, нам приходится гробить свои машины, но это не может длиться бесконечно. И именно профессиональные водители эту нишу могут покинуть", – резюмирует Алексей.
В компании "Яндекс" от комментариев отказались.