ТОМСК, 21 июл – РИА Томск, Валентина Анкудинова. Партия "Яблоко" определила кандидатов на выборы в думу Томска, которые пройдут в сентябре. Накануне в городе состоялась предвыборная конференция, в которой принял участие председатель партии Николай Рыбаков. В интервью РИА Томск он рассказал, какими качествами должны обладать депутаты, как можно изменить бюджетную политику и почему без мира в стране невозможно решить ключевые городские проблемы.
– В 2020 году по итогам выборов в думу Томска "Единая Россия" потеряла большинство, получив всего 11 мандатов из 37. В связи с этим многие внимательно следили за этим составом гордумы. Как вы можете сейчас, спустя пять лет, оценить результаты ее работы?
– Как совершенно типичные для неоправданных надежд, которые и не могли оправдаться. Потому что это редкий, но не уникальный случай в российской практике, когда "Единая Россия" не имеет большинства в каком-то региональном или местном парламенте. Но в 100% случаев все решения принимаются все равно так, как если бы у них было подавляющее большинство.
К сожалению, когда в томской думе обсуждались не только общероссийские вопросы, но и городские, все как бы оппозиционные партии, на которые возлагались надежды, голосовали точно так же. И по отмене прямых выборов мэра, и по мусорной реформе, и по бюджетам – все как надо исполнительной власти.
Это доказательство нашей позиции против "умного голосования", когда голосуют за любую другую партию, кроме "Единой России". Потому что мы всегда говорим: вы должны голосовать за ту позицию, которая вам близка, которую вы считаете правильной, а не пытаться играть в карточные манипуляции. Если вы хотите проголосовать за альтернативу – вы должны голосовать за альтернативу, а не за часть партии власти, просто под другим названием.
Я очень благодарен коллегам из "Яблока", потому что они заняли такую позицию. Но у власти есть инструменты, которые позволяют давить на оппозицию. Когда нет политической возможности побеждать, в ход идут административные ресурсы. Что и произошло с нашими депутатами. Было четыре – остался один.
– Вы говорите про досрочное лишение мандата Евгения Каверзина, Давида Аветяна, Артема Канарева?
– Конечно. Ведь даже, когда системе сопротивляются, как в случае с Евгением Каверзиным, система все равно этого добивается. Ведь дума сначала отказалась его лишать полномочий. И тогда зашли через суд, и не с первого раза, так со второго раза добились своего.
Мы понимаем, что бороться с такой системой трудно, но это возможно, а другого пути у нас нет. И такие люди как Евгений Каверзин, которые не сдаются, – прекрасный пример для всех нас. А побеждает всегда тот, кто борется и не отступает.
Прошибать стену
– Что, на ваш взгляд, помешало думе достичь больших положительных результатов?
– Просто все депутаты должны осознавать, что они избраны гражданами на честных, свободных выборах. Потому что в нашей политической системе человек должен для себя сделать очень непростой выбор. Для чего ты идешь в политику: ради личных интересов или ради изменения жизни города и страны по своим убеждениям?
И, к сожалению, жизнь показывает, что во вторую категорию попадают немногие. Это тяжело, это рискованно, это опасно. А в первую – просто и понятно.
Люди думают: зачем я буду тратить жизнь на высокие цели и служение убеждениям, когда можно заняться "реал-политикой". Мы это видим и на международном уровне, и в городской политике. И, к сожалению, большинство выбирает путь "ухватить от жизни все и сейчас". Потому что идти против – это как стену прошибать.
И поэтому, когда человек идет от партии псевдооппозиции – он не будет другим. Ждать от него чего-то бессмысленно.
– Встречала мнение, что уже сами граждане разочаровываются в представительной власти как в институте и что сложно найти достойных кандидатов в депутаты. Подтверждаете, ли вы эту тенденцию? Кто ваши кандидаты в Томске?
– Мы знаем, что у других партий такие проблемы есть. Люди сами спрашивают: "А зачем идти? Все равно все решает администрация". Их логика понятна: зачем быть депутатом, если можно договориться с администрацией? Тогда проще сразу пойти в администрацию.
Но у нас изначально другой подход. Мы любому человеку, который хочет идти на выборы – будь то в сельсовет или в Госдуму – говорим: в России сейчас любые выборы – это политические выборы.
Мы идем на выборы с политической программой, чтобы дать гражданам возможность проголосовать за наши принципы: за мир, за свободу. Это не просто обсуждение проблем конкретного округа – это политическая кампания по ключевому вопросу развития страны. Потому что то, что происходит сейчас, влияет и на Россию, и на мир.
Наши кандидаты – это люди, которые видят проблемы на местах, в том числе и в Томске. Но объединяет их всех одна тема – необходимость достижения мира, необходимость политических реформ. Они хотят изменить направление движения страны. Они хотят, чтобы люди могли жить, учиться, делать бизнес, преподавать, не оглядываясь на то, что с ними может случиться. Жить свободно. Говорить, думать, читать.
– Эти выборы снова будут многодневными и с дистанционным электронным голосованием. Как вы к этому относитесь?
– Я не скрываю: отношусь плохо. Это снижает возможность контроля. Я много лет в политике и видел, как происходят нарушения при хранении бюллетеней во время многодневного голосования. Это мы все проходили.
Пока не восстановлено доверие к выборам, пока нет уверенности, что голоса считают честно, голосование должно быть однодневным, бумажным, на участках. Я так считаю. Электронное голосование можно обсуждать для зарубежных участков, где действительно сложно доехать. Но не в России, где до участка идти 300 метров.
Я не против технологий. Но технологии должны служить человеку, а не наоборот. А здесь это инструмент манипуляции. Явка от них не растет, а вот доверие к выборам падает. Люди разочаровываются. Это видно, если с ними поговорить. И статистика, и разговоры это подтверждают.
– Планируется ли вы в связи с этим обучать наблюдателей?
– Конечно. Мы делаем это каждый раз. И я с огромным уважением отношусь и к тем, кто идет кандидатами, и к тем, кто идет наблюдать. Это сильные, мужественные люди. Мы их обучим, направим, поддержим. Это очень важно.
"Треть-треть-треть"
– Перейдем к томским проблемам. Сейчас мэрия получает большое количество исполнительных листов по расселению аварийного жилья. Это увеличивает дефицит бюджета, из-за этого урезаются другие расходы. Что, на ваш взгляд, можно сделать в такой ситуации новому составу гордумы?
– Я считаю, что путь увеличения дефицита бюджета для решения реально существующих проблем – тупиковый. Потому что вы все равно не расселите таким образом все дома, не хватит ресурса. Это нереально. Тут нужно системное решение. Муниципалитеты, даже такие крупные, как Томск, не могут существовать при микроскопическом финансировании.
Сейчас консолидированный бюджет всех муниципалитетов страны – это около 5% всей бюджетной системы. А более 50%, даже больше уже, – это федеральный бюджет. И он тратится непропорционально – в основном на силовые структуры, на армию. Об этом уже и сам Путин говорит. Признает, что расходы на оборону огромные.
Мы считаем, что нужно перераспределение. Наша концепция бюджетной политики – это принцип "треть-треть-треть": треть налогов – федеральному центру, треть – регионам, треть – муниципалитетам. Только тогда города смогут нормально работать и решать свои проблемы.
Тогда не будет и таких масштабов аварийного жилья, и вторых смен в школах. Ведь сейчас, в 2025 году, в области больше 30% школ до сих пор работают в две смены. Если перераспределить ресурсы, эти вопросы можно будет решать. Но ждать, что федеральный центр сам отдаст полномочия и деньги, – бесполезно. И Москва, и Петербург – их муниципалитеты давно уже лишены реальных полномочий.
А в Томске они пока есть. И их нужно использовать. Просто сейчас на все денег нет. При этом даже в такой ситуации мы видим совершенно нелепые шаги: покупка автомобилей, красных дорожек. Конечно, мы будем против этого выступать. Но системно изменить ситуацию можно только через перераспределение налогов.
– Какие еще задачи, по-вашему, должен поставить перед собой новый состав гордумы?
– Во-первых, стать политическим органом, у которого есть свой голос и в Томске, и в стране. Томск – город исключительной важности. Недаром же его называют Сибирскими Афинами. Это город молодой, интеллектуальный. Видно, что здесь живет большое количество думающих, активных, творческих людей. Эту атмосферу не нужно затаптывать, ее нужно развивать. Не только внешне, но и внутренне, и на уровне городской политики.
И я надеюсь, что в новой думе появится сильный голос. В том числе за то, чтобы мы наконец пришли к миру. Чтобы перестали гибнуть люди. Чтобы остановить это расчеловечивание, которое мы наблюдаем. Потому что это нужно всей стране. И если это произойдет, то освободятся и ресурсы – на созидание, на развитие.
А в самом Томске есть темы, которые для меня лично важны. Это, во-первых, экологическая ситуация. Загрязнение томских рек – Ушайки, Томи. В голове не укладывается, что в 2025 году в полумиллионном городе могут быть канализационные сбросы в реку?
Вторая проблема – это отсутствие реального раздельного сбора мусора, утилизации. Мусорная реформа – это системная ошибка. Она не решила проблем, а просто уничтожила бизнес в этой сфере. Давление на бизнес было колоссальным. И в итоге почти везде он прекратил существование.
Третья тема – деревянная архитектура. Это абсолютная томская уникальность. Я был во многих регионах, но такого, как в Томске, нет нигде. Это достояние, которое мы теряем каждый год. (Академик Дмитрий) Лихачев в книге "Мысли о жизни. Письма о добре" писал, что если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, то значит, что он равнодушен к своей стране.
И что мы видим в Томске? Снос, разрушения, утраты. Восстановить эти старинные дома в том виде, в котором они были, потом невозможно. И если сейчас этим не займется городская власть, если не будет инициативы на уровне думы – это просто исчезнет.
Я уже обращался в Минкульт, но, конечно, инициатива должна идти и от самой городской власти. У нас большая надежда, что дума может стать самостоятельным органом, который будет поднимать эти вопросы.
Но – и это крайне важно – все это возможно, только если изменится приоритет государственной политики. Сейчас приоритет – военный. Мы считаем, что это глубочайшая ошибка. И страна за нее платит.
– Томичи традиционно голосуют за "Яблоко" лучше, чем избиратели в других регионах. С чем вы это связываете?
– С тем, что Томск – молодой, образованный, думающий город. Здесь много студентов, много людей, которые думают о будущем. Которые хотят остаться здесь, в своей стране, жить, творить, развиваться, быть свободными. И они понимают: чтобы жить в нормальной стране, нужно ее изменить. Повернуть ее на путь, где человек – в центре.
И здесь у "Яблока" очень серьезная история. Конечно, Олег Плетнев – и как руководитель регионального отделения, и как председатель думы – оставил сильный след. Эти традиции продолжаются. Я очень рад, что к нам приходят молодые люди, особенно из сферы образования. Это очень ценно.
Поэтому выбор томичей для нас важен и очень дорог. Это сигнал, что мы все еще делаем правильное дело. Спасибо вам за это.