ТОМСК, 27 сен – РИА Томск, Валентина Анкудинова. "Как начинается спектакль? С какого звонка? Точно с третьего? Это в обычных государственных театрах так, а у нас в "2+КУ" сорок семь звонков. Или три?" – в мягкую, теплую интонацию прокрадываются игривые нотки. Дети, да и взрослые, смеются. На ближайшие 30 минут они окажутся в иной атмосфере, где под сказочностью скрываются совсем не детские вопросы.
Представление подходит к концу. Лев на ладошке у кукольника поворачивается к портрету Владимира Захарова и опускается на одно колено – дань памяти Мастеру. 30 сентября ему исполнился бы 71 год. Неслучайно именно в эти дни в театре "2+КУ" проходит второй фестиваль кукол на запястье. Многие его участники – ученики Владимира Яковлевича. С одним из них – Иваном Затокой из Калуги – мы и поговорили. Хотя нет, не с одним. Очень важным участником нашего разговора стал и Лев.
Театр "2+КУ" был открыт в Томске в 2004 году Владимиром Захаровым, который разработал уникальную конструкцию куклы на запястье с механикой полного оживления. Здание театра расположено на крутом склоне в переулке Южный. 1 февраля 2019 года Захаров погиб при пожаре в своей мастерской, находившейся рядом с театром. Играть в театре стали его ученики и последователи.
Как рождается любовь к куклам
– Иван, вы по образованию биолог. Как в вашей жизни появились куклы?
Иван, обращаясь ко Льву: Как это получилось? Как мы в это вляпались?
Лев: Случайно, наверное. Хотя нет – все случайности не случайны. В общем, Иван был молодой тогда, безусый...
Иван: В 2009 году на фестиваль "Мамакабо" в "Этномире" приехал Владимир Захаров. И мне один из коллег сказал: "Там такое, ты должен на это посмотреть". Я пришел: Захаров давал интервью. У него на руке была кукла Алиса. Я наблюдал из-за двери. Когда интервью закончилось, подошел, и Алиса протянула мне пальчики, схватила за палец, кокетливо посмотрела, что-то сказала и отвернулась. И все. Я обомлел. Спросил, как это работает. Можно ли прикоснуться еще раз?
Потом посмотрел спектакли, ходил, думал и через месяц решился попросить у Владимира Захарова сделать куклу на заказ. Мне тогда в голову не приходило, что можно самому делать. Он сделал куклу, я приехал в Томск на три дня, сняли мерки. Он расстроился, что я не сделал сам, но мне на тот момент нужна была кукла, а не знания.
Год я с Петей (сделанная Захаровым кукла. – Ред.) ходил, тренировался, работал. Через год, когда Захаров снова приехал на фестиваль, я ему показал "Щедрое дерево" – спектакль, над которым работал, тогда он еще был довольно сырой. А еще через год написал: "Владимир Яковлевич, а можно мне вторую куклу".
Лев: И Мастер ему написал: "Я-то могу, а ты можешь?".
Иван: Я ответил, что не могу. Пришлось приехать, полноценно на 21 день.
Лев: Да, он даже взял отпуск без содержания для этого.
Иван: Так и появился Лев. Потом появилась третья кукла, третий спектакль. И театр стал частью жизни. Без этого уже сложно представить себя. Играем спектакли мы, правда, редко, но тот огонь, который Захаров зажег, – он в сердце.
– Кем вы на тот момент работали?
Иван: На момент первого знакомства был экскурсоводом в бюро музея "Этномир". В 2012 году стал руководителем экскурсионного дела, а к 2016-му, когда делал Карлсона, уже управлял гостиницей. То есть куклы в момент моей работы в экскурсионном бюро занимали больше времени, у нас было помещение, где показывались спектакли. А когда стал управляющим, театр стал дополнением к основной работе. Когда я свободен от менеджмента и есть силы и время, тогда играем спектакли.
– Каким вам запомнился Владимир Захаров?
Иван: Это был непревзойденный масштаб личности. Он запомнился мне очень-очень-очень щедрым человеком, который был готов ради идеи на невероятные жертвы. Как учитель он был очень строгий и требовательный, потому что в первую очередь требовательным и строгим он был по отношению к себе. Поэтому от учеников он ждал полноценного погружения в материал, изучения, самоотдачи.
Погрузить в другой мир
– Ваши куклы – это не просто куклы, это в первую очередь характеры. Именно они делают их живыми. Как же рождаются образы?
Иван: Это к вопросу о том, чему учил Захаров. Первый вопрос, на который должен ответить кукольник: почему именно кукла и почему именно эта кукла? Кукла ведь может то, чего не может актер: потерять голову, например. И за счет определенных пропорций голова у куклы – она не как у взрослого человека одна восьмая тела, а тут – одна третья, одна четвертая. Это пропорции, близкие к детям. И к животным тоже – у них непропорционально большая голова по отношению к телу.
Поэтому у зрителей возникает подсознательный эффект: кукла вызывает некоторое умиление, она становится очаровательной. Люди начинают ее гладить, трогать, бережно относиться. И благодаря этому сценическому свойству доверие к кукле в разы выше, чем к человеку.
Поэтому вопрос рождения характера – это в первую очередь вопрос: почему именно кукла? А дальше – в зависимости от пьесы и репертуара… Лев, например, поскольку царь зверей, он немножечко должен вести себя по-царски. И, конечно, в любой роли, в любой кукле есть часть самого человека, часть его характера. Какие-то черты, которые в жизни он может и не проявлять, но подсознательно это выплывает потом.
Лев: Да, он правильно сказал. Мы такие. Вообще, Захаров рассказывал, что потом у человека где-то в префронтальной коре образуется зона, которая отвечает за образ куклы.
Иван: И дальше, как опытный водитель машины, у которого все на автоматизме, который не думает о педалях, образ начинает жить своей жизнью. Все идет само. И кукла порой выдает такие вещи, которые сам не ждешь.
Лев: Какую-то ерунду могут сказать. Ляпнуть так ляпнуть.
– Что важнее: сюжет или диалог со зрителем?
Иван: Наверное, все вместе. Диалог со зрителями и куклами через сюжет спектакля первичен, но ради разговора со зрителем. Конечно, импровизация – хорошо, но в первую очередь это должна быть хорошо подготовленная импровизация. Когда выбирается сказка, она всегда выбирается исходя из опыта. То, что человек видел, чувствовал, переживал, он сублимирует это в спектакле. Поэтому сюжет первичен.
Я играю спектакли по "Маленькому принцу", произведению "Щедрое дерево" – это очень философские сказки. Не сказка о "Колобке".
Лев: Хотя там тоже много философии: ребенок покинул родителей и попал в передрягу. Хлебобулочное-то изделие.
Иван: Да, в любой сказке можно найти философию. Ведь помните: "Сказка ложь, да в ней намек". Поэтому задача спектакля, чтобы люди не только получили удовольствие и посмеялись, но и после спектакля ушли немного другими, в рефлексии о каких-то важных вещах.
Лев: Кто еще, если не мы, им об этом напомнит. Потому что у них свои дела: работа, семья, дети, надо сходить заправить машину. А мы хотим, чтобы они хотя бы полчаса побыли в другом мире.
– Леопольд, что случилось?
– Я грущу. Я устал.
– Устал, так ляг, отдохни.
– Да, я не физически устал. Я устал от своих нарядов и денег, я устал выступать на арене и играть спектакли. Я устал ходить на светские вечеринки и пить там простоквашу. Честное слово, у меня уже все болит в боку. Я устал от всего. Мне хочется чего-нибудь новенького, но я не знаю, где это взять...
Отрывок из спектакля "Про льва"
– Какая реакция зрителей для вас самая ценная?
Иван: По-разному бывает с разными аудиториями, с разными спектаклями. Если дети слушают и вовлечены в процесс, это уже ценно. Я помню, что Владимиру Яковлевичу задал примерно такой же вопрос: "Что для вас является показателем интересного спектакля?". Он сказал: "Когда меня невозможно отвлечь. Когда мне кто-то что-то говорит, пытается отвлечь, а я ему: "Тсс, спектакль идет".
То есть когда внимание зрителей полностью в происходящем. Когда дети задают вопросы кукле, маленькому актеру. Когда взрослые разговаривают с куклой, а не с тем, кто ею управляет, то вот показатель успеха. Главное – небезразличие. Когда человек ушел со спектакля с какими-то эмоциями.
Лев: Чтобы в голове там что-то отложилось, на секундочку хотя бы. Есть взрослые, которые детских вещей не понимают. Взрослые любят очень цифры. Вот если сказать им, что дом был из серого кирпича, а на крыше его были голуби, а в окнах герани, они не понимают, о чем речь. Им надо сказать, я видел дом за 100 тысяч франков.
Распространить как бациллы
– Что для вас значит участие в томском фестивале "2+КУ"?
Иван: Само участие – это большой подарок. Мы всегда с удовольствием приезжаем в Томск. Я всегда с трепетом жду этих спектаклей. Почти весь год засыпал с мыслью, что вот в сентябре будет фестиваль, что мы поедем в "2+КУ". Здесь невероятная публика, играть в стенах, где играл Мастер, – это дорогого стоит.
Лев: Этого не купишь в супермаркете.
Иван: Это важно еще и потому, что это было желание самого Захарова. Он мечтал о фестивале, где ученики будут встречаться, учиться друг у друга, чтобы кукла на запястье продолжала жить и эволюционировать. К сожалению, при его жизни это сделать не получилось, но то, что делает команда "2+КУ" сейчас, это воплощение мечты Мастера.
Лев: Это закрытие гештальтов. Модное слово сейчас.
Иван: Владимир Яковлевич хотел, чтобы материал жил, чтобы сама кукла на запястье эволюционировала, чтобы с технологией знакомилось как можно больше людей. А сами куклы распространялись по миру.
Лев: Как бациллы, мы так говорим. Очень заразные.
Иван: Сейчас в "2+КУ" собралась большая команда – это актеры, режиссеры. Поэтому я думаю, что репертуар будет развиваться, будут появляться новые спектакли. Конечно, уход Мастера был шоком для всех, мы все по нему очень скучаем. Но те спектакли и та любовь, которую нынешние артисты дают, – она другая, но тоже любовь. И зрители сюда возвращаются. Значит, им это нужно.
"Я надеюсь, что вы все будете бережно относиться к своим яблоням. И в прямом, и в переносном смысле. И тогда не только в сказе, но и в жизни будет чуточку больше добра. Но занавес закрывается, а значит, мне пора кланяться".
Отрывок из спектакля "Щедрое дерево".
****
Второй фестиваль кукол на запястье продлится до 29 сентября. 30 сентября в театре пройдет день памяти Владимира Захарова: гости смогут увидеть запись спектакля "Двое трое", а также принять участие в "Открытом микрофоне", где каждый сможет рассказать, каким запомнил мастера.
Ознакомиться с афишей фестиваля можно на сайте театра "2+КУ" и в социальных сетях.
Программа вечера памяти опубликована здесь >>>