Томск – город-крепость, построенный в 1604-м по указу царя Бориса Годунова, – в этом году празднует свой 421-й день рождения. С чего начиналась его история – в справке РИА Томск.

Татарские корни

Томск был основан на территориях местных татарских племен, которые проживали в этих краях задолго до прихода русских. На рубеже XVI–XVII веков самым сильным считался род Тояна – эушта (около 300 человек). Зимой они жили на речном острове напротив современного Томска, летом – там, где сейчас находится деревня Эушта.

Южнее эуштинцев, на речке Басандайке, располагались владения князца Басандая, а в низовьях Томи проживали подданные князцов Еваги и Ашкинея.

Со времен Чингисхана жили томские татары спокойно, разводили мохнатых, некрупных, но выносливых лошадей, ездовых и охотничьих собак. Держали коров и овец. Сеяли ячмень, охотились и ловили рыбу.

Мирная жизнь закончилась в начале XVII века: томские татары стали подвергаться регулярным набегам кочевников с юга.

В поисках защиты

В конце XVI века русские казаки под руководством Ермака разгромили войско сибирского хана Кучума и начали осваивать огромное пространство Сибири. На своем пути русское войско практически не встречало сопротивления – местные сибирские татары принимали российское подданство, надеясь в лице русского царя обрести защиту от набегов южных соседей.

Эуштинский хан Тоян, по совету посетившего племя в 1603 году стрелецкого головы из Тобольска Василия Тыркова, решил последовать примеру соседей и попросить защиты у Русского царства.

Зимой 1604 года эуштинское посольство во главе с Тояном отправилось в Москву. Везли они с собой подарки (шкурки соболей, горностаев и бобров) и челобитную – просьбу к русскому царю Борису Годунову принять их под власть Русского царства и возвести на реке Томи острог, чтобы защитить эуштинцев от воинственных соседей: енисейских кыргызов и калмыков.

Просьба Тояна была оценена московским правительством. Уже через месяц Годунов распорядился составить грамоту: "Великий государь их пожаловал, велел у них, в их земле, в Томи, поставити город".

И появился острог

Вскоре в земли Тояна отправляются казаки из Тюмени, Пелыма, Верхотурья, Березова, Москвы, Вологды и других сибирских городов с заданием основать крепость на берегу реки Томь, завести вокруг него государеву пашню и привести в подданство царю окрестные народы. Во главе отряда стояли казачий голова Гаврила Писемский из Сургута и Василий Тырков.

Острог было решено ставить на южном мысу Воскресенской горы, возвышающейся над правым берегом Томи, в 60 километрах от ее впадения в Обь и недалеко от устья таежной речки Ушайки. Место труднодоступное: мыс с трех сторон обрывист, а с юга подступает река. К тому же в те времена Воскресенская гора была окружена вековым лесом – за строительными материалами далеко ходить не надо.

Сколько человек строили острог, доподлинно неизвестно. В некоторых источниках называется 200 человек, а известный историк Герард Миллер писал, что народу было много, "так как работа шла чрезвычайно быстро". Кроме казаков, в строительстве Томска принимали участие также татары и остяки.

Седьмого октября 1604 года по новому стилю (27 сентября по старому) крепость была построена, о чем и сообщили в Москву. Над названием 15-й в Сибири крепости долго не думали: расположена она на берегу Томи, стали называть ее Томской.

Памятная выставка

Как сообщает пресс-служба мэрии, во вторник, 7 октября, в 16.00 в Музее истории Томска (Бакунина, 3) откроется выставка "Власть и статус томских воевод", приуроченная к дате основания города.

"Идея настоящей выставки – показать управленцев города XVII–XVIII веков во всем многообразии, с их характером, неповторимыми жизненными коллизиями, имеющими слабости и таланты", – говорится в анонсе.

Гости выставки увидят копию подлинного документа XVII века о строительстве города, познакомятся поближе с воеводами и их вкладом в историю Томска. В экспозиции представлены как артефакты из археологических раскопок на Воскресенской горе, так и реконструкции костюма, предметов быта, делопроизводства. 

Отдельный фрагмент выставки посвящен теме шахмат, отражающих не только увлечение игрой представителей знати и служилого населения, но и геополитику.