ТОМСК, 9 мая – РИА Томск. Около 20 тысяч человек прошли 9 мая в колонне "Бессмертного полка" по Томску. Горожане рассказали РИА Томск о тех, чьи портреты они пронесли в День Победы.
Акция "Бессмертный полк" впервые прошла в Томске в 2012 году – на параде 9 мая горожане встали в строй с портретами родных-фронтовиков. В 2015 году акция собрала около 1,5 миллиона человек в 15 странах мира. Другое направление работы движения "Бессмертный полк" – сбор семейных историй о фронтовом прошлом на сайте moypolk.ru, в настоящее время их собрано более 335 тысяч.
Гордимся отцами
"Это мой отец, Иван Федорович Зинченко. Он прошел две войны: участвовал в конфликте на КВЖД (Китайско-Восточной железной дороге) под началом Блюхера, получил впервые орден, потом – в Великой Отечественной. Служил в танковых войсках. Брал Берлин, освобождал Прагу", – рассказывает сын фронтовика Владислав.
Его жена Людмила отмечает, что тесть был замечательным человеком. "Он преподавал в асиновском училище. На войну он попросился добровольцем: у него четверо детей, уже не брали на фронт. Он сказал: как я посмотрю детям в глаза, если я не был на фронте? И упросил", – вспоминает она рассказы фронтовика.
После войны Зинченко работал учителем истории в школе, занимался краеведением. Именем ветерана названа улица в одном из райцентров Омской области – на его родине.
Отец Людмилы, Анатолий Говорухин, тоже ушел на фронт добровольцем – в 17-летнем возрасте. Воевал на 3-м Белорусском фронте, в разведке. Закончил войну в освобожденном Кенигсберге. Был награжден за то, что при форсировании Немана он, несколько раз переправляясь через реку на плоту, осуществлял связь между двумя берегами.
"Мы очень гордимся своими отцами", – подчеркивает женщина.
Надежда Гребенникова также пришла с портретом отца – Петра Калашникова. Он был призван в 1941 году, а закончил службу в 1946 году.
"У него есть награды – орден Отечественной войны II степени. Добрейшей души человек был. Сначала никогда не говорил о войне, а когда я стала постарше и стала расспрашивать, он всегда отвечал: "А что там война? Я в окопе сидел, стрелял только по офицерам. Солдата ни одного не убивал", – вспоминает женщина.
Девушка из воронки
Галя Трубицына ушла на фронт в апреле 1942 года, только через три месяца ей исполнилось 18.
"Служили под Горьким, там были военные заводы – помните фильм "А зори здесь тихие"? Вот, было очень на них похоже – так и жили. Мама и другие девчонки слушали, не летят ли самолеты. Они должны были для этого рыть глубокие ямы, чтобы было хорошо слышно – усиливался звук, как в воронке. По слуху узнавали, кто летит, передавали, чтобы объявляли тревогу", – рассказала ее дочь Анна.
Трубицына встретила день победы в звании сержанта. После войны она поступила в московский университет, с отличием окончила исторический факультет и, по распределению попав в Томский политехнический университет (ТПУ), всю жизнь преподавала там историю партии. Она также была шефом стройотряда "Синильга".
Анна пришла на праздник вместе с другом семьи – Ириной Дмитриевной. Ее муж, Дмитрий Васильевич Коломин, также был историком в ТПУ. Всю войну он служил авиамехаником.
"Дмитрий Васильевич во время войны был холостой. У меня были военные мама и папа – папа был врач, мама была мобилизована, работала в госпитале медсестрой. Я училась в мединституте. С мужем познакомились после войны", – уточнила вдова.
Один за пятерых
Олег Дергилёв ежегодно проносит в колонне "Бессмертного полка" самодельный штендер, на котором размещена информация не об одном, а о пяти фронтовиках.
"Это мой прадед Павел Кириллович, его братья – Егор Иванович двоюродный, а Александр Кириллович и Алексей Кириллович – родные, и его сын Илья Павлович. Они из Алтайского края и Белгородской области. У всех фамилия Дергилёв", – рассказал Олег.
Каждый год он обновляет информацию на штендере – родственники помогают искать новые данные и фотографии. "Жена Павла Кирилловича, например, за три года потеряла мужа, сына, другого сына и тестя – но его не убили на войне, он был репрессирован, расстрелян", – отметил Олег.
Остальные Дергилёвы с войны вернулись – например, Александр Кириллович прошел пять фронтов и неоднократно был отмечен наградами. А Егор Иванович пришел Героем Советского Союза – он был снайпер, ликвидировал более 100 немцев.
Назвали в честь деда
"Александр Ильич Орлов прошел от Томска до Берлина, демобилизовался в 1945 году, был несколько раз ранен. Служил в пехоте. Награжден несколькими орденами, мы специально искали на сайте "Подвиг народа" – выяснили, что они были в окружении, выбирались из него, и за этот прорыв ему дали орден. В 1943-м году было", – рассказал внук фронтовика, названный в его честь – Александром.
Деда Александр не застал: в 1952 году тот умер, заболев простудой – из-за перенесенных в войну ранений болезнь повлекла тяжелые осложнения.
Дмитрий тоже тезка, но не деда, а прадеда. А вот отца Дмитрия назвали в честь погибшего на войне дяди – Владимира Дмитриевича Драгунова.
"(Драгунов) 22 июня 1941 года защитил диплом в Томском медицинском университете. И отсюда, с площади Революции (сейчас – Новособорная) был отправлен на фронт. Из его писем мы узнали, что он служил в спецмедроте. <…> От него осталось письмо, где он пишет родителям, что любит их, писал, что командир хороший, описывал быт и описывал, насколько красива наша родина, природа", – рассказал Дмитрий.
Только недавно родственники Драгунова узнали, что он погиб, предположительно, в разбомбленном фашистами железнодорожном составе. Он считается пропавшим без вести.
Александр, также названный в честь прадеда, прошел в колонне полка с портретом деда – Виктора Александровича Кайнова.
"Он прошел всю войну, закончил в звании подполковника артиллерии, дошел до Берлина. О войне не рассказывал практически ничего. Все эмоции были внутри, и он всегда считал – самое главное, чтобы никогда это (война) больше не повторилось", – рассказывает Александр.
Сестры Ирина и Ольга прошли в День Победы с портретами дедушек – рядового Степана Кулманакова и старшины Алексея Гераськина.
"Дедушка (Степан Кулманаков) воевал всего два месяца, в августе его призвали, а в октябре он был ранен, год лежал в госпиталях, через год вернулся домой, успев получить орден. Он служил в пехоте, участвовал в боях под Мурманском – в так называемой Долине смерти, из которой вообще мало кто живым выбрался", – рассказала Ирина.
Ольга добавила, что второй дед, Алексей Гераськин, был призван на фронт еще в финскую войну и почти дошел до Берлина – старшина пехоты не дожил до Победы совсем немного, умерев из-за ранений в начале 1945 года в Польше.
Чтобы дети помнили
Александр и Ирина пришли на День Победы с портретами дедов и привели детей.
"Пришли, чтобы почтить память наших дедов, чтобы дети знали, какой подвиг совершили их прадеды. Мой дед – Пичков Владимир Иванович. Его забрали на фронт, когда ему было 17 лет, был минометчиком, месяц-два отслужил, его ранило в ногу, попал в госпиталь. После госпиталя почти сразу Победа была. Но после нее он еще 10 лет в армии служил", – уточнила Ирина.
Ее муж пронес в колонне "Бессмертного полка" портрет своего деда – Ивана Семеновича Кремиса, который воевал на 2-м Белорусском фронте, участвовал в освобождении Чехословакии.
Елена – одна из тех, кто не шел в колонне "Полка", а стоял с портретом у обочины: у нее маленький сын, Влад, который тоже пришел посмотреть на парад, и с ним тяжело участвовать в шествии.
"Это мой прадед, а Влада – прапрадед. Я знаю о нем немного. Мажаров Александр Карпович, воевал под Сталинградом. Был ранен пулеметной очередью, его привезли в госпиталь сюда, в Томск. И он умер почти на Родине: его призывали из села Богородское Шегарского района (Томской области). Мы храним о нем память, очень дорожим", – отметила Елена.