ТОМСК, 1 авг – РИА
Томск. "Просветить" за считаные секунды грузовик и точно определить
спрятанное в багаже запрещенное вещество – это по силам томским бетатронам.
Досмотровые комплексы, в которых источником излучения служат
бетатроны Томского политехнического университета (ТПУ), сегодня можно встретить на транспортных узлах России,
Великобритании, Америки, Китая, Германии и других стран. Оборудование позволяет
видеть объекты, как говорится, насквозь, и тем самым помогает в борьбе с
террористической угрозой.
© Предоставлено пресс-службой ТПУ
О прошлом и настоящем томского центра
бетатроностроения, разочарованиях и успехах рассказали РИА Томск директор
Института неразрушающего контроля ТПУ Валерий Бориков и руководитель лаборатории
разработки бетатронов Валерий Касьянов.
Внутривидение
Если говорить простым языком, то бетатроны – это
"сердце" приборов, которые используются для исследования внутренней
структуры объектов. С помощью такой установки можно, например, рассмотреть изнутри
автомобильный двигатель, увидеть, есть ли в нем дефекты. Специалисты называют
это "неразрушающим контролем".
Как указано в различных технических справочниках,
бетатрон – это циклический ускоритель электронов. В нем "электроны
ускоряются по круговой орбите до их отклонения на мишень для создания
высокоэнергетического рентгеновского излучения". Первый работающий
бетатрон был создан в 1940-1941 годах.
"В 1940-1950-е годы бетатроны переживали настоящий
бум. Казалось, что ими можно решить все насущные задачи интроскопии и лучевой
медицины. В Томске становление бетатронов связано с именем ректора Александра
Воробьева (ректор Томского политехнического института с 1944 по 1970
годы)", – вспоминает Касьянов.
© предоставлено Валерием Бориковым
Работы проводились сначала
на физико-техническом факультете, потом в Институте
интроскопии ТПУ. В 2010 году он получил новое название – Институт
неразрушающего контроля.
"Интроскопия – это взгляд внутрь, внутривидение, а
неразрушающий контроль – это "посмотреть объект, не разрушая его". По
сути, это одно и то же", – говорит Бориков.
Конкуренты
По словам томских экспертов, бетатроны развивались все
эти годы. Работы не прекращались даже тогда, когда во всем мире были
востребованы ускорители другого типа – линейные. Касьянов поясняет, что зачастую
"линейники" мощнее, а чем сильнее используемая энергия, тем четче
получаемое изображение объекта. При этом линейные ускорители все же не подходят
для повсеместного применения.
По словам Борикова, линейные ускорители в настоящее
время очень дорогие, особенно иностранного производства. В них используется сложная и требующая высокой культуры
производства техника сверхвысоких частот.
Антитеррор
Касьянов также считает, что бетатроны в настоящее время
переживают второе рождение.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Бетатрон ТПУ
"Связано это с тем, что произошло смещение области
применения. Если раньше их использовали в основном для неразрушающего контроля
изделий, то сейчас это антитеррор. Известные события в Америке (теракты) дали
толчок развитию систем досмотра человека, транспорта, багажа. В этой области
бетатроны заняли прочную нишу", – рассказывает Касьянов.
"Там не требуются большие мощности, как в
"линейниках". Нельзя жечь людей излучением, оно должно быть
маленьким, но энергия его – высокой. Это и есть достоинство бетатронов – в их
малых габаритах можно сделать высокую энергию, картинка будет хорошей", –
продолжает ученый.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Первый большой заказ для этих целей томичи получили из
Германии. С 2000 года ТПУ поставил бетатроны для досмотровых комплексов
компании Smith Heimann GmbH– около 100
штук. Компания выпускает среди прочего
рентгеновские системы контроля для проверки багажа, товаров, контейнеров и
грузовиков.
"Эти бетатроны и сейчас используются для просмотра
транспорта. С той поры закрутилось, пошел поток заказчиков. Сейчас институт
имеет хороший пакет заказов, можно сказать, что мы даже перегружены
работой", – делится Касьянов.
По его словам, основные потребители томских бетатронов
– Великобритания, Индия, Германия, Китай. Многие компании производят на основе
бетатронов новейшие досмотровые комплексы, которые поставляют по всему миру.
"Российский рынок отстает. Наши основные
потребители – российские федеральные ядерные центры Сарова и Снежинска. Им
бетатроны нужны для дефектоскопии. Мы взаимодействуем с московскими компаниями,
работаем с воинскими частями и так далее", – комментирует директор
Института неразрушающего контроля.
В целом, из всего объема собранных в ТПУ бетатронов для
дефектоскопических установок идет примерно 15% продукции.
"Диагноз" по картинке
Томский политех совместно с Московским институтом
радиоэлектроники и автоматики создал первый отечественный досмотровый комплекс
для большегрузных автомобилей. "Он применялся на сочинской Олимпиаде.
Конечные изготовители комплекса – москвичи. Но его "сердце" –
томское", – рассказал Бориков.
В настоящее время две крупные установки с томскими бетатронами
задействованы на строительстве
Крымского моста для досмотра грузовиков со строительными материалами.
"Как правило, мы изготавливаем именно
"сердце" – бетатрон. Но можем поставлять, конечно, и всю установку целиком.
Однако для партнеров это нерентабельно. Гораздо выгоднее изготавливать конечный
комплекс на месте", – продолжает он.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Бетатрон ТПУ
Кроме бетатронов ТПУ поставляет также
специализированное программное обеспечение.
"Оно позволяет с помощью наших уникальных алгоритмов
обнаруживать не только недозволенное включение (в багаж) – как оружие,
например, но и определять вещество. То есть по получаемой картинке можно
определить атомное число этого вещества, а дальше сказать, что это – вода,
взрывчатка, бензин и так далее", – комментирует директор Института
неразрушающего контроля.
Пять видов "сердца"
"Мы различаем пять видов бетатронов для своих
заказчиков. Первый – для проведения физических экспериментов. Это как раз
бетатроны для Снежинска и Сарова. Второй – для
дефектоскопических машин. Особый спрос у Индии: у них ведется активное
строительство, и необходимо проверять опоры мостов, железные конструкции, также
они используются для контроля литья", – рассказывает Бориков.
Третий вид – бетатроны для инспекционно-досмотрового комплекса.
Четвертый – для томографических систем.
© пресс-служба ТПУ
"Все знают, что такое томография. Люди делают ее,
когда болеют. Машины и изделия тоже "болеют". Чтобы посмотреть, в чем
проблема, нужен промышленный томограф. С его помощью можно просмотреть
двигатель автомобиля, ракету в сборе. Все что угодно", – поясняет ученый.
Пятый тип бетатронов позволяет лечить онкологические
заболевания.
"В НИИ онкологии в Томске работает установка для
интраоперационного облучения. В свое время мы делали установки для английского
госпиталя, для челябинского онкодиспансера", – вспоминает Касьянов.
"Рак всегда бы лечился оперативным путем, если бы
можно было просто вырезать опухоль и не оставить ни одной раковой клетки. Но
сколько вырезать? Не дорежешь – снова рак, перережешь – человеку тяжело. А тут
есть интраоперационное облучение: идет операция, убирается опухоль, в ее ложе
"накатывается" заведомо большая доза излучения, раковые клетки
убиваются", – поясняет ученый.
Малютки и гиганты
"Наши бетатроны успешны. И дешевле аналогов.
"Линейник" стоит под два миллиона евро. Бетатрон для комплексов
для сочинской Олимпиады обошелся, например, в 140 тысяч долларов. У нас есть
заказы, мы загружены работой", – рассказывает Бориков.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Он добавляет, что многие компании предпочитают
производить досмотровые комплексы на основе томских бетатронов именно потому,
что такая техника проста в обслуживании и потребляет минимум энергии. Например,
миниатюрный передвижной досмотровый комплекс с бетатроном "съедает"
энергии, как два электрических чайника – около четырех киловатт.
"Самая маленькая установка с бетатроном – комплекс
на 2,5 мегаэлектронвольт (МэВ). По сравнению с другими установками, эта –
малютка. Ее используют для исследования стыков труб в нефтехимической отрасли,
на атомном реакторе. Самый большой наш бетатрон – на 10 МэВ, весит 170 килограммов.
Большую партию англичане купили, Россия берет. Сейчас делаем две подобных
установки для Китая", – продолжает он.
"Все считают, что мы сидим и клепаем бетатрон,
который создали 50 лет назад. Это неправда. Бетатрон – уникальная машина,
которая развивается, как ребенок. Будущее покажет, как этот "ребенок"
может еще помочь людям", – резюмирует ученый.
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Бетатрон ТПУ