28 ноября, в понедельник, в 12.00
в медиацентре РИА Томск состоится пресс-конференция на тему "Особенности бюджета города Томска на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов: итоги работы согласительной комиссии".
Участники:
- председатель Думы города Томска Сергей Панов;
- член комитета по бюджету, экономике и собственности городского парламента Владимир Самокиш;
- председатель комитета гордумы по социальным вопросам Алексей Балановский.
Аккредитация по телефону (3822) 28-23-23 и по е-mail: press@tomskria.ru
Региональный медиацентр расположен по адресу: пл. Батенькова, 2 (АТЦ "Статус"), 5-й подъезд со стороны ул. Набережная р. Ушайка.
Ведущая: Тема пресс-конференции "Особенности бюджета города Томска на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов: итоги работы согласительной комиссии". Сергей Юрьевич, расскажите о том, как шла подготовка проекта бюджета?
СП (Сергей Панов): В соответствии с решением думы до 14 октября, проект решения был внесен, после чего он поступил на рассмотрение всех профильных комитетов и комиссий по регламенту. На комитетах депутаты внимательно изучили каждое предложение городской администрации, спорили, предлагали свое видение, указывали на точки, которые сегодня в бюджете отсутствуют. Так был сформирован реестр предложений депутатов, обращений томичей в Думу города Томска, а также общественных организаций и предпринимателей. На согласительной комиссии предложения на паритетных началах взвешивались и оценивались по степени приоритетности: что необходимо сделать сейчас, а что может подождать до 2018 года. Таким образом, была проведена целая процедура, и мы внимательно взвесили каждое предложение. Итогом работы согласительной комиссии стал протокол, где дополнительные доходы были предложены к распределению. Заключительной стадией явилась процедура публичных слушаний – в соответствии с федеральным законом это обязательная процедура. Каждый томич может прийти в Думу города Томска и заслушать доклад, представленный администрацией города, представителей налоговой службы. Можно было задать вопросы, а также высказать свое мнение относительно проекта решения, после чего он ставится в обязательном порядке на согласование. Таким образом, сегодня все процедуры пройдены. Завтра состоится заключительное заседание комитета по бюджету, экономике и собственности, после чего депутаты определят, выносить ли и в каком виде выносить проект на собрание, которое планируется на 6 декабря. Это коротко обо всех стадиях большой и долгой работы.
– Каковы приоритеты бюджета на данный момент?
СП: Ключевые моменты назову. Безусловно, когда мы говорим о бюджете, следует отметить его социальную направленность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с многолетней традицией. Почти 68% расходов связаны с социальными вопросами. Причем около 60% занимают расходы на образование. У нас сегодня на пресс-конференции присутствует Алексей Балановский, председатель комитета по социальным вопросам, он расскажет об этом подробнее.
АБ (Алексей Балановский): Из года в год приоритеты такие, что более половины бюджета города Томска – это социальные программы. Расходы на образование – это и содержание школ, и детских садов, и так далее. Что касается других программ, практически ни одна не претерпела сокращений, если не считать буквально сотни тысяч рублей и то вполне обоснованных. То есть вся программа социальной поддержки населения города Томска сохранена в полном объеме. Единственное, на согласительной комиссии было предложено в новой редакции принять основное, 55-е решение думы, где прописаны все социальные выплаты. Это уже сделано на рабочей группе и на собрании мы будем принимать новую редакцию. Существенных перемен не будет. Включили одно из новых направлений – новогодние подарки для детей.
СП: Один из ключевых моментов – в бюджете на 2017 год заложены деньги на ремонт дорог. И если взять бюджеты 2015 и 2016 годов, то в них не было денег на внутриквартальные проезды, а томичи все острее ставят перед депутатами именно этот вопрос. На 2017 год администрация города уже внесла в проект с деньгами и на ремонт магистральных дорог, и на внутриквартальные проезды. Более 400 миллионов рублей на эти направления предусмотрено. Если нам еще в 2016 году поможет область (в этом году 82 миллиона рублей получили на ремонт подходов к объектам социальной сферы), то горожане также увидят огромную работу по этому важному и больному вопросу для любого муниципалитета. Более того, мы всегда говорим о привлечении дополнительных средств. Говорим о том, что 9 копеек с рубля недостаточно для решения вопросов, которые стоят перед нами сегодня. Впервые в бюджете по итогам согласительной комиссии мы предусмотрели средства на изготовление программы по ремонтам дорог, с которой мы сможем поучаствовать в федеральной программе. Привлечь федеральные деньги, посоревноваться с другими муниципалитетами, доказать, что мы в Томске готовы к большой совместной работе. Напомню, 5 миллионов рублей согласительная комиссия предложила для разработки соответствующей программы.
ВС (Владимир Самокиш): То, что касается дорожной отрасли. В принципе, можно говорить о том, что мы посчитали по целому ряду программ, сколько средств будет направлено на ремонт 0150 966 миллионов за следующий год запланировано. Цифра большая и перед нами, в том числе перед депутатами и перед жителями, стоит вопрос о том, как эффективно проконтролировать использование этих средств. По итогам согласительной комиссии: около 60 миллионов рублей — изменения к проекту бюджета, которые были утверждены именно на согласительной комиссии. Я еще раз их назову. Сразу отмечу, что качество бюджетного планирования в этом году было лучше, чем в прошлом. Тогда более 200 миллионов была коррекция по результатам согласительной комиссии именно в части оценки по подоходному налогу и по ряду других налогов муниципального бюджета. Сейчас львиную долю коррекции занимают доходы по НДФЛ. Мы оцениваем, что к изначальному прогнозу прибавились 56 миллионов рублей. И по земельному налогу. Это два основных изменения в налоговой части, которые были приняты согласительной комиссией.
Как мои коллеги уже говорили, вопросы, связанные со средствами на приобретение новогодних подарков. Этот вопрос закрыт. Я надеюсь, мы в плановом порядке закроем его и на будущий год. Это 9 миллионов рублей. Что касается дополнительных средств по спортивным комплексам – тоже 9 миллионов рублей. Вопросы, связанные с консервацией левобережной дороги: мы в любом случае, несмотря на отзыв областных денег, не имеем права оставить этот объект бесхозным. По предложению администрации, которое поддержала согласительная комиссия, 10 миллионов рублей будут направлены на консервацию этой дороги. На вопросы комплексного развития транспортной инфраструктуры и подготовку соответствующей программы, чтобы мы могли претендовать на федеральное финансирование и на финансирование со стороны областного бюджета — 5 миллионов рублей. Дополнительные средства были зафиксированы, а точнее, восстановлены по образцу 2016 года на горячее питание для отдельных категорий школьников
– 966 миллионов рублей направленны на строительство дорог: из каких составляющих складывается эта цифра?
ВС: В эту цифру также входит содержание дорог, на ремонт внутриквартальных проездов и так далее. Эти деньги присутствуют в разных программах. Все те деньги, которые должны быть инвестированы в дороги, — 966 миллионов. Эту цифру мы готовили совместно с городской администрацией. Это средства из 4-х или 5-ти программ.
СП: На ремонт внутриквартальных проездов и магистральных дорог порядка 350-360 миллионов рублей будет направлено.
СП: Речь идет о том, какие ассигнования, какие приоритеты выстроились с точки зрения того, куда направить муниципальный рубль. С точки зрения обеспокоенности счетной палаты о вопросах качественного определения и эффективности расходования этих средств, я их опасения могу разделять, а могу не разделять, но в силу того, что работаю в комитете по бюджету экономики и собственности — разделяю. Будем проверять, смотреть, но это вопрос несколько другой — вопрос исполнения бюджета. И, разумеется, у нас есть огромное количество тех трат муниципальных, которые требуют пристального внимания и, возможно, более эффективного использования. Я здесь возражать не буду. Но с точки зрения того, чтобы приоритеты муниципалитета были отражены в бюджете — я считаю, что этот подход вполне оправдан.
– Иногда депутаты дают бюджету некую оценочную характеристику, например: "бюджет стабилизации", "бюджет развития". Вот этот бюджет, он какой?
СП: Бюджет сегодня сбалансированный. Мы живем по средствам. "Хотелок", которые представили депутаты и томичи, – более миллиарда рублей, это то, что в бюджет не включено. Исходя из фактических вещей в бюджете, безусловно, есть защищенные строчки — это бюджет выживания, но помимо этого есть еще и строчки на развитие города Томска. Мы сегодня много времени посвятили дорогам — неужели это не развитие города? Развитие — это колоссальный ремонт. Впервые в бюджете, и об этом на публичном слушании один из уважаемых директоров сказал, есть деньги на открытие новых ученических мест, более 250 ребятишек смогут пойти в новые классы – такого никогда не было. Помимо ремонта школ, увеличения оптимизации самого учебного пространства, мы открываем 10 новых классов, это тоже развитие. У нас деньги выделены на ремонт, и однажды появится школа на Кирова, 49. Неужели это не бюджет развития? Тоже бюджет развития. Развиваться можно семимильными шагами, можно по средствам, что мы сегодня и делаем. Безусловно, Владимир Игоревич (Самокиш) большую работу провел в 2016 году по поиску новых денег в бюджет, новых доходов. Для администрации города выработан целый рад рекомендаций, и направлены они на изучение. Чтобы специалисты эту работу проанализировали, возможно, она даст новый импульс, и мы получим новые средства.
– Вы упомянули, что некоторые позиции "потерпят", а вот какие это позиции, о чем идет речь?
СП: По итогам согласительной комиссии есть те моменты, которые не отражены в протоколе, но есть городские проблемы, которые мы записали в качестве главных приоритетов. Очень много внимания вопросу водоснабжения – строительство новых сетей водоснабжения и их ремонт. У нас есть поселок, есть район, который на сегодняшний день не имеет поблизости даже колонок для воды, хотя XXI век, и как жить без воды? Такие проблемы в Томске остались, и для себя мы определили, что эти строчки при появлении новых доходов будут финансироваться в первую очередь. Второй момент: приоритеты касаются программы "Безопасный город" — чтобы в 2017 году мы выполнили все поставленные задачи: установка систем видеоконтроля, контроль доступа и ограждений в детских садах и школах. Мы об этом договорились в 2014 году, что эту программу выполним. В-третьих, мы сегодня видим, что у нас появляются новые школы, после капремонта выходящие. Оказывается, после капремонта школы не имеют необходимого оборудования, вернее, оснащены не на 100%. А в СМИ с вашей помощью мы говорим о появлении новой "умной" школы. Так вот, мы договорились на согласительной комиссии, если мы школу ремонтируем, она должна быть к открытию, к первому сентября, полностью укомплектована: начиная от парт, столов, столовых и заканчивая кабинетами физики, химии и так далее. Это одни из приоритетов, которые нам предстоит решать в дальнейшем.
– В начале своего выступления вы сказали о том, что публичные слушания существуют, чтобы каждый томич смог прийти на них и высказать свое мнение в отношении планов на бюджет. Тем не менее, традиционно подавляющее большинство граждан не могут попасть на них, так как они проводятся в весьма неудобное время – рано утром. Также на публичные слушания приглашаются, хотя для этого не снимаются с занятий, студенты экономического факультета университета, причем это делается по спискам. Как вы видите привлечение томичей к участию в публичных слушаниях?
СП: Кто-то не смог посмотреть процедуру публичных слушаний, а у Андрея Анатольевича (один из участников пресс-конференции. – Ред.) такая возможность была. Вы выступали, более того, мы вас нисколько не ограничивали по времени. Всегда будут люди, которые в силу занятости не смогут прийти: либо утром, либо днем, либо вечером. Здесь процедура, к сожалению, не дает возможности предоставить слово всем. Априори мы это понимаем, это проблема любых публичных собраний, будь то на улицах, в администрации. Поэтому мы предлагаем вариант, который за много лет уже отработан: обычно публичные слушания в думе города Томска проводятся утром. Как правило, это 10 утра. Я всегда за то, чтобы на публичных слушаниях участвовали студенты, потому что для них это колоссальная практика. Я всегда с уважением смотрю на студентов-экономистов, которые приходят на публичные слушания по уставу, мы их всегда зовем, для них это практика, возможно, это будущие специалисты администрации, Думы города Томска, муниципалитетов. Нужно знать, как строится бюджетный процесс, нужно знать основы государственного устройства. Поэтому, если молодые люди проявляют к этому интерес, я считаю, что это только положительный момент, не более того. Любой томич может принять участие в публичных слушаниях, и когда мы видим, что в зале более ста человек, это говорит о многом.
ВС: Можно, я дополню? По большому счету, что такое в многоступенчатом бюджетном процессе публичные слушания? Это, по сути дела, последний патрон для населения, чтобы заявить о тех вопросах, которые, возможно, выпали из фокуса администрации, думы, кем-то не заявленные и так далее. Я посмотрел как депутат-одномандатник, что заявлялось по 9-му округу, если бы там возникали вопросы, которые не заявлены мною в процессе согласительной комиссии, это было бы для меня самым простым и лучшим сигналом, что есть какая-то проблема, которую я не знаю, которую я не изучил. Я использую этот механизм, поскольку в реальном режиме публичных слушаний моментально принять решение крайне сложно. Тем не менее, если такие проблемы есть, то мы откликаемся в части городских проблем, как и в части проблем округов. Поэтому я считаю, что механизм, который предусматривает финальное высказывание любого человека в городе, существует. Если вы не можете там присутствовать, у вас есть свой депутат, который может озвучить вашу позицию. Мы когда проводим прием, всегда спрашиваем о том, что мы забыли системно? Все вопросы мы фиксируем. Я имею в виду свой округ. Вопрос в другом, есть ли деньги на все "хотелки"? Бюджетный процесс имеет именно такую логику: приоритеты зафиксированы и, исходя из того, сколько денег, они буду профинансированы.
АБ: Мне понравился вопрос по поводу бюджета развития либо выживания. На самом деле, бюджет настолько скорректирован и с годами уже формируется, что больших у нас движений быть не может, потому что есть масса статей, которые носят защищенный характер: та же заработная плата сотрудников социальной сферы – мы никак не можем вмешаться сюда. Поэтому и получается из года в год, при хорошем планировании, что меньше остается средств для того, что бы направить их туда или сюда. Плохое планирование – у нас больше средств остается на то, чтобы направить эти деньги куда-то. На самом деле, около миллиарда рублей примерно необходимо для того, чтобы выполнить все предложения от депутатов и общественных организаций. Но жизнь показывает, что это совершенно нереально. Бюджет – как и любой домашний бюджет: жить нужно по средствам, но все равно какие-то из года в год приоритеты устанавливать нужно. Потом, по школам проблем выше крыши, я имею в виду и крыши, и окна в том числе. У нас было по художественной школе такое, мы с Владимиром Игоревичем выступали: фасад делаем, а кровлю не делаем, потому что здание стоит на центральной улице, мы такую красоту делаем по спуску, нужно фасад делать, а крыша-то бежит. Конечно, мы обратили на это внимание и постарались какие-то приоритеты здесь определить. Вот то, что касается социальных вопросов. Так, если задуматься, у нас более полумиллиарда рублей уходит только на социальные выплаты, любые, а это около 10% наших собственных доходов. У нас 6,5 миллиардов собственных доходов, и 500 с лишним миллионов рублей у нас выходит на социальные выплаты. Конечно, здесь тоже нужно задуматься, насколько категории правильно или неправильно выбраны. Сейчас мы будем эти вопросы все немножко пересматривать. Потому что, что греха таить, инфляция есть, а бюджет на "социалку" не изменился, он остался на прежних уровнях. И это слава богу, на уровне 2016 года, нас это устраивает.
ВС: Про развитие я тоже хотел бы добавить: вот смотрите, у нас по большому счету, что сейчас было сказано, миллиард "хотелок" и, если проанализировать их, то они связаны прежде всего с какими-то оперативными моментами. Они практически не предполагают существенных вопросов, таких, например, как реконструкция дорожных сетей, строительство развязок, то есть они не стратегические. Если говорить о стратегическом развитии города, мы упираемся каждый раз в вопрос межбюджетных отношений, причем не исходя из того, что область нас каким-то образом обижает. У нас есть определенная диспропорция с точки зрения тех денег, которые остаются на территории субъекта, соответственно, на территории города, по отношению к другим сибирским городам. Для сравнения, у нас в области остается 25 копеек из тех денег, которые здесь собираются на территории, а, например, в Новосибирской области это 54 копейки, соответственно, бюджетный маневр выше в два раза. Если мы с Новосибирском сравниваем себя с точки зрения муниципалитета – 9 копеек, как Сергей Юрьевич сказал, с нашего рубля налогов, а в Новосибирске – уже 13 копеек. В полтора раза больше и, соответственно, где-то там находится проблема нашего развития. Как ее решать? Разумеется, мы здесь без областной власти не обойдемся, без наших вновь избранных сенаторов и депутатов Государственной думы и так далее, "копать" нужно там.
– Если упрощенно понимать бюджетный процесс, все самое интересное происходит на согласительных комиссиях, где проходят споры. Какие-то споры были по определенным позициям? И по каким?
СП: Администрация приступает к формированию бюджета еще летом, а то и в конце весны, на основании предложений депутатов и жителей Томска, в администрацию жители тоже обращаются, депутаты ставят реперные точки в своих выступлениях на собраниях думы. Когда бюджет в Думу города Томска зашел, он уже фактически базируется на наших предложениях. Согласительная комиссия, как правило, отрабатывает дополнительные доходы, которые мы сможем найти в результате продолжительной работы и расставить приоритеты, если нам показалось, что акценты смещены немного не в ту сторону. Эта работа достаточно времени занимает. В этом году очень интересно строилась работа на комитетах, на которых рассматривался бюджет. Позиция администрации очень была честная по отношению к депутатам, мы все вместе говорили о проблемах, не замалчивали, и представители администрации честно говорили, что не смогли учесть некоторые вещи, о которых мы говорили, но были готовы учесть их на будущий год. Поэтому работа была выстроена честно и по отношению к томичам, и по отношению к друг другу.
ВС: Разумеется, там какие-то дискуссии есть. Например, я вышел с позицией: я не очень согласен с прогнозом расходов на обслуживание муниципального долга. Вопрос дискуссионный, тем не менее, большинством голосов было принято решение оставить именно такую цифру. Я напоминаю, что на следующий год у нас ассигнований на это запланировано более 350 миллионов рублей. Исходя их тех процентных ставок, которые сегодня действуют, куда сегодня смотрит рынок, я считаю, что мы уложимся в 300-310 миллионов рублей, то есть какой-то резерв есть. Тем не менее, лучше иметь резерв, чем его не иметь. С этим согласиться можно было и не вступать в дискуссию.
АБ: Не из крупных, но важных вопросов согласительной комиссии — был решен вопрос по школьному питанию. Оно было на 15 миллионов уменьшено, но во время согласительной комиссии пришли к выводу о том, что нельзя уменьшать школьное питание. Депутаты единодушно пришли к такому выводу.
СП: Причем даже администрация согласилась с нами. Еще важная веха: мы, к сожалению, не знаем позицию областной власти, поскольку областной бюджет еще не принят — это порядка 1,5 миллиарда рублей. Надеюсь, в декабре мы эту позицию узнаем.
– Что еще изменяется в расходах бюджета на социальную сферу?
АБ: Изменения коснутся выплаты субсидии Совету ветеранов на оздоровление, это была отдельная статья. Мы не уменьшаем объем средств, а просто передаем им субсидии, чтобы они сами решали вопросы по оздоровлению. Выносятся на рассмотрение вопросы по выплатам в группах присмотра и ухода в связи с тем, что область полностью сократила расходы на эту часть. Мы будем оплачивать только из собственного бюджета. Вместо 3 тысяч будет 1,7 тысяч рублей. Свои мы не убираем. Мы ограничиваем возраст — от 1,5 до 3 лет по группам присмотра и ухода. По семейным детским садам: с 1,5 лет вводим, а не с 0 лет. Связано это с тем, что у нас полномочия по дошкольному образованию, а не по содержанию детей. Мы вводим детские подарки вновь. По программе "Старшее поколение" практически никаких изменений нет. К примеру, делаем четкую цифру по закупке плит электрических и газовых — по заявлению. Мы из года в год изучаем рынок, определяемся. Сейчас решили, что 7 тысяч рублей необходимо каждому пенсионеру, которому необходимо заменить плиту. На эту сумму купить плиту можно. Если хотите купить плиту лучше, то нужно добавить свои средства. Мы выставили приоритет по приобретению газовых плит, а не электрических. Наиболее опасна неисправная газовая плита, поэтому мы планируем, что в 2017 году мы закроем полностью все проблемы по газовым плитам, а остальное будет пущено на электрические плиты. Надо сказать, это не очень большая цифра: газовых около 195, а закрыто будет около 650. Основная категория участников программы — одиноко проживающие пенсионеры. Сейчас к ним еще добавились и проживающие с ними несовершеннолетние дети и инвалиды. Раньше многие люди не попадали под участие в эту программу именно из-за того, что с ними проживали дети или инвалиды.
– Приведите перечень приоритетов городского бюджета в порядке убывания.
СП: Этот перечень находится в открытом доступе, вы можете с ним ознакомиться. Для Думы города Томска нет малых проблем и больших проблем. Укрупненно блоками я могу вам назвать. Но многие жители просят решить ту или иную конкретную проблему: отремонтировать дорогу по одной улице, отремонтировать систему водоснабжения дома. В январе будущего года мы с депутатами проведем очень внимательную работу по каждой программе. Мы будем взвешивать пообъектно каждую программу. Возможно, в этих программах произойдут корректировки. Сегодня, по большому счету, бюджет — это направления в работе города. Пересмотр программ как раз и будет обозначать выбор того или иного направления приоритетным.
АБ: По приоритетам смотреть очень просто. Зачем перечислять? Смотрите сферу и смотрите, сколько туда средств направлено. Самый главный приоритет в городе Томске — это образование. Основная масса бюджетных средств идет именно туда.
ВС: Вопрос абсолютно правильный. Приоритеты думы очень простые. Образование — это практически 70% затрат муниципального бюджета. Дальше каждый из депутатов лоббирует интересы своего округа. Я избирался от 9-го округа, у меня там есть вопросы: остановка между Шевченко и Толстого, реконструкция Лебедева, увеличение парковочных площадей и так далее. Есть "однородные" приоритеты: дорожный ремонт, например. Есть конкретные приоритеты: где-то гаражи надо убрать, деревья покосились. Нужно их различать: локальные и городские.
– То есть на первом месте образование, на втором – лоббирование депутатами своих вопросов?
ВС: Вы неправильно поняли. Если мы смотрим по бюджету, который будет принят: образование, социальная политика, дорожное хозяйство, сохранение деревянного зодчества.
СП: Безусловно, сохранение деревянного зодчества. Вокруг этого вопроса много споров происходит. Мы на публичных слушаниях много об этом говорили, депутаты на это обратили внимание. На комитетах практически каждый месяц эти вопросы поднимаем. Более того, послезавтра в администрации пройдет круглый стол, где эта проблема будет поднята среди экспертов. Нам важно договориться о том, куда мы будем двигаться в будущем. Все ремонтировать или частями, все в один год или разобьем на 10 лет. Нужно найти подходы к решению этого вопроса. Ремонт школ. Мы договорились, что будем ремонтировать в год по 2-3 учебных заведения. В бюджете на 2017 год мы предусматриваем деньги на изготовление ПСД для школ №№15, 53. Будет ПСД – будем знать, сколько денег на ремонт этих школ нам потребуется. На Кирова,49 уже в этом году. Это и есть приоритеты. Мы о них знаем и слышим.
– Как объяснить людям, что те или иные статьи расходов для бюджета не являются приоритетными?
СП: В образовании есть "кричащие" моменты, а есть вопросы, которые могут подождать. И так в каждом блоке вопросов. Поэтому надо будет взвешивать надобность в настоящий момент. Деревянное зодчество мы поставили себе на следующий год в качестве приоритета. Единственное, что средств нужно много. Надо посмотреть, кто может подставить нам плечо.
– В этом году было газифицировано 250 домов, тем не менее, на газификацию уходят значительные средства. Куда идут деньги?
АБ: А потребность гораздо больше. Возьмите те же Черемошники. Там бы с удовольствием все перешли бы на газовое отопление. Возьмите часть предприятий, которые сегодня непонятно как отапливаются, либо им нужны на это огромные деньги. Бюджет Томска – это самая маленькая доля. Изначально она была равна 5%. Потом немного побольше, и то на проектные работы. Честно сказать, я удивлен. Мы живем в области, которая поставляет газ в другие регионы и не иметь возможности газификации в той степени, которой бы хотелось бы людям, неправильно. А предприятия — это наши налогоплательщики. Первым делом на согласительной комиссии мы разбираем и смотрим доходы. Не будет доходов, что там распределять? Распределять нечего. Многие федеральные законы требуют от нас приличных средств. К примеру, образовательные стандарты. Сейчас деньги такие нужны, что не хватит бюджета города Томска. И односменная учеба, и определенная программа, и т. д. Очень плотно работаем с депутатами областной думы, потому что на самом деле средств у нас не хватает. Работаем над тем, чтобы внеурочная деятельность хоть как-то финансировалась. Вопрос очень непростой. Законы принимаются, но средств на них не всегда достаточно. И мы их ищем. Сейчас стало легче работать с депутатами областной думы, совместно с ними мы участвовали в выборах. К примеру, давний вопрос был, когда наш коллега, Владимир Тихонович Резников был в областной думе, он касался медицинского обслуживания жителей поселка Степановка. Крайне неудобно: жители не могут приехать и уехать, население увеличивается с каждый годом. Только детского населения там уже на три участка. Взрослым тоже неудобно. Центр семейной медицины тоже не может обслуживать всех жителей. Сейчас город со своей стороны гарантирует и предлагает несколько земельных участков для строительства лечебного учреждения амбулаторного типа. А областные депутаты, в том числе Владимир Тихонович, отстаивают вопрос о выделении средств на проектирование и возможное строительство поликлиники. Сейчас мы видим понимание с их стороны.
СП: По газификации подведу итоги. Часть денег, заложенная в бюджете Томска на газификацию, — это наше софинансирование. Мы ждем принятия областного бюджета. Эта часть составляет только 25% от необходимости газификации в Томской области. Сама газификация выполняется по соответствующей программе. У нас столько поселков! Мы закончили газификацию села Тимирязевское, у нас на очереди микрорайон спичфабрики "Сибирь", у нас есть микрорайон Наука — это огромные территории, где люди до сих пор топят печи углем и дровами. Мы обязаны туда зайти и создать людям условия, чтобы они работали уже с газом.
ВС: Это не подключение домовладений, а строительство магистрального газопровода. До участка доводится.
– Вы не помогаете жителям, а помогаете газовой компании?
АБ: Вы сомневаетесь в целесообразности кампании по газификации?
– Я спрашиваю, куда идут деньги.
СП: Топить дровами и углем дорого!
АБ: Это действительно строительство магистральных газопроводов. А как по-другому? Если мы не сделаем кольцо магистрального газопровода вокруг Томска, если у нас не будет ни у кого газа, это не так просто, если вы хоть раз сталкивались с проблемами газоснабжения. Я лично сталкивался с этими проблемами и знаю, как это непросто. И как хорошо на газе быть. Кто-то должен это делать, и деньги идут в ту компанию, которая это строит. Если я строю школу, куда идут деньги? В ту компанию, которая строит эту школу.
– А когда газ проведут, жители будут им пользоваться за деньги. Они должны еще подключиться.
СП: Мы строим со своей стороны сети, чтобы конечный потребитель мог у себя дома увидеть газ.
АБ: Газгольдеры, которые сегодня есть, они выходят из строя.
СП: Множество томичей ждут от нас решения. К сожалению, потребность огромная. Мы можем предусмотреть в бюджете только такую часть.
– Недавно была информация о том, что Томск вошел в десятку наиболее привлекательных российских городов. Эту привлекательность формируют вузы. Образование, как вы сказали, в городском бюджете на первом месте. Участвуете ли вы как-то в этих рейтингах? Есть ли статья в бюджете Томска на повышение привлекательности?
СП: Привлекательность города создают не только дума и администрация города Томска, а любой вклад томича. Это и вузы, и предприятия, которые сегодня работают в городе. Выпуская хорошую продукцию или здорово играя в футбол. Специально мы опросов никаких не заказываем.
АБ: Отдельной статьи нет в бюджете на позиционирование города Томска. Деньги на рекламу, на улучшение имиджа города Томска не влияют на решение экспертов о привлекательности. Там все-таки другие критерии оценки – и возможность получения образования, в том числе, рассматривается вопрос о том, увеличивается ли в Томске количество жителей. Это один из основных критериев привлекательности. А почему он увеличивается? По разным причинам. Почему мы рожаем больше? К нам приезжают люди, у нас много студентов, заезжает много строителей и рабочих. Идет рост населения, и это является одним из критериев привлекательности. А не только потому, что мы пиаримся, что мы хорошие. Нужно улучшать качество жизни в Томске и таким образом привлекать сюда людей.
ВС: В конце следующего года ожидается, что в городе будут жить уже 600 тысяч человек. Это официальные данные. За 15 лет город вырос на 20%. Таких городов крайне мало.
СП: Томск остается привлекательным городом для рождения ребенка, для учебы, для работы.
АБ: И у нас очень много молодежи. В сентябре как много появляется молодежи! Мы привлекательны даже этим.
ВС: Если посмотреть эту статью, там было несколько критериев: образование, возможность поиска работы, возможность проведения культурного досуга и так далее. Все эти моменты у нас лучше, чем во многих других городах. Посетив большое количество областных центров, могу сказать, что это правда. Поэтому мы отсюда и не уезжаем.