Скорый фирменный поезд "Томич" отмечает
свой 50-летний юбилей. В среду, 31 мая, на железнодорожном вокзале "Томск-II" состоятся торжественные мероприятия в его честь. О прошлом и настоящем "Томича" – в справке РИА Томск.
Идея создания фирменных поездов в Советском Союзе возникла в
середине 60-х годов прошлого века. Изначально эти поезда ходили по маршрутам, соединяющим крупные
города, как правило, областные центры, с Москвой.
Особенностью таких поездов являлась высокая по тем временам
скорость (более 58 километров в час), минимальное количество остановок, на которых состав стоял не
более 12 минут, и повышенная комфортность. За сутки состав преодолевал 960
километров при электрической тяге и 880 километров при тепловой.
В Западной Сибири первым фирменным поездом стал
"Сибиряк", следующий из Новосибирска в Москву и обратно, он начал курсировать в 1965 году.
"Томич", скорый пассажирский поезд №37/38
сообщением Томск – Москва – Томск, получил статус фирменного с июня 1967 года,
став, таким образом, одним из 10 первых фирменных поездов в Западной Сибири.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Шоколад с символикой поезда "Томич"
До середины 1990-х годов "Томич" курсировал через
Казань и прибывал на Казанский вокзал Москвы.
В 1990-е годы у поезда была индивидуальная окраска: зеленый
цвет борта с голубой полосой в межоконном пространстве, которая символизировала
сибирскую тайгу и бескрайнее небо. В разные годы в составе поезда
"Томич" работали кинозал, передвижная библиотека, детское купе.
В настоящее время поезд курсирует через день. С вокзала
"Томск-I" он отправляется по нечетным дням в 12.20 по местному времени (08.20 мск) и прибывает
в Москву в 15.58. Из столицы "Томич" отправляется по четным дням в
22.50, в Томске поезд встречают в 09.58 по местному времени (05.58 мск).
Маршрут проходит через Киров, Нижний Новгород, Владимир и
завершается на Ярославском вокзале столицы. Расстояние между конечными пунктами – 3757 километров.
Поезд формируется в вагонном депо станции Томск-II Западно-Сибирской
железной дороги.
В составе "Томича" несколько типов вагонов: СВ (с двухместным
размещением), купейные, плацкартные и вагон-ресторан. Также предусмотрены купе для перевозки
инвалидов-колясочников. Все вагоны оборудованы кондиционерами.
В 2016 году для пассажиров "Томича" введены новые услуги: душ в
поезде и возможность оплаты товаров и дополнительных услуг банковскими картами.
В 1979 году томский писатель-фантаст Виктор Колупаев
написал повесть "Фирменный поезд "Фомич", где действие происходит в фантастическом аналоге "Томича".
© РИА Томск. Павел Стефанский
Плацкартный вагон
Справка составлена по материалам открытых источников