Скорый фирменный поезд "Томич" отмечает свой 50-летний юбилей. В среду, 31 мая, на железнодорожном вокзале "Томск-II" состоятся торжественные мероприятия в его честь. О прошлом и настоящем "Томича" – в справке РИА Томск.
Идея создания фирменных поездов в Советском Союзе возникла в середине 60-х годов прошлого века. Изначально эти поезда ходили по маршрутам, соединяющим крупные города, как правило, областные центры, с Москвой.
Особенностью таких поездов являлась высокая по тем временам скорость (более 58 километров в час), минимальное количество остановок, на которых состав стоял не более 12 минут, и повышенная комфортность. За сутки состав преодолевал 960 километров при электрической тяге и 880 километров при тепловой.
В Западной Сибири первым фирменным поездом стал "Сибиряк", следующий из Новосибирска в Москву и обратно, он начал курсировать в 1965 году.
"Томич", скорый пассажирский поезд №37/38 сообщением Томск – Москва – Томск, получил статус фирменного с июня 1967 года, став, таким образом, одним из 10 первых фирменных поездов в Западной Сибири.
До середины 1990-х годов "Томич" курсировал через Казань и прибывал на Казанский вокзал Москвы.
В 1990-е годы у поезда была индивидуальная окраска: зеленый цвет борта с голубой полосой в межоконном пространстве, которая символизировала сибирскую тайгу и бескрайнее небо. В разные годы в составе поезда "Томич" работали кинозал, передвижная библиотека, детское купе.
В настоящее время поезд курсирует через день. С вокзала "Томск-I" он отправляется по нечетным дням в 12.20 по местному времени (08.20 мск) и прибывает в Москву в 15.58. Из столицы "Томич" отправляется по четным дням в 22.50, в Томске поезд встречают в 09.58 по местному времени (05.58 мск).
Маршрут проходит через Киров, Нижний Новгород, Владимир и завершается на Ярославском вокзале столицы. Расстояние между конечными пунктами – 3757 километров.
Поезд формируется в вагонном депо станции Томск-II Западно-Сибирской железной дороги.
В составе "Томича" несколько типов вагонов: СВ (с двухместным размещением), купейные, плацкартные и вагон-ресторан. Также предусмотрены купе для перевозки инвалидов-колясочников. Все вагоны оборудованы кондиционерами. В 2016 году для пассажиров "Томича" введены новые услуги: душ в поезде и возможность оплаты товаров и дополнительных услуг банковскими картами.
В 1979 году томский писатель-фантаст Виктор Колупаев написал повесть "Фирменный поезд "Фомич", где действие происходит в фантастическом аналоге "Томича".
Справка составлена по материалам открытых источников