ТОМСК, 24 ноя – РИА Томск, Елена Тайлашева. Когда 10-летний Слава
Пирогов писал письмо Деду Морозу, мама попросила его нарисовать самое значимое
событие за год. Слава нарисовал Билла. Для мальчика из деревни, где его диагноз
– аутизм – отказываются признавать даже учителя, 35-летний американец Билл
Петерс стал первым настоящим другом. А общение с ним – единственным способом
социализации.
Смехотерапия
© предоставлено Надеждой Пироговой
Слава Пирогов
Славик набирает
в скайпе Билла. "Hello, my little brother!" – на том конце "провода"
машет рукой мужчина, с бородой, с темными всклокоченными волосами. У Славы –
вечер (живет мальчик в селе Чилино, это примерно в часе езды от райцентра Кожевниково),
а в Америке шесть утра, Билл только проснулся...
"What’s wrong with my hair? (Что случилось с моими
волосами?)" – делает он изумленное лицо. И оба, Билл и Славик, начинают во
весь голос хохотать.
В общем-то, на
этом описание их ежедневного общения можно заканчивать. Они веселятся все
время, по любому поводу, реагируя так на каждую незначительную мелочь. Они на
одной волне. Славик, например, во время скайп-сессий часто открывает страницу с
анекдотами и читает их вслух. И оба просто пополам сгибаются от смеха!
Английский
Слава выучил сам, с четырех лет начав смотреть в интернете детские обучающие
ролики. Заговорил он только в пять лет, и сразу – на двух языках: слово
русское, слово английское. Билл друга хвалит: акцента нет вообще, будто всю
жизнь жил на Западном побережье.
Мама, Надежда Пирогова,
понятия не имеет, о чем сын щебечет с его американским другом. Она не знает
английского, как и славин папа. Но оба относятся к Биллу с большим трепетом: он
стал первым человеком вне семьи, с которым Слава подружился и который учит
мальчика принимать свои особенности.
"Сверстников
Славка всегда игнорировал – что они есть, что их нет. Конечно, если начнет
кто-то баловаться, тогда поучаствует, а так вообще их не замечал. Сейчас вижу –
стал тянуться к детям, подходит, пытается взаимодействовать, правда, не всегда
удачно", – рассказывает Надежда.
Слава
вставляет: "У меня есть своя девчонка!".
Мама хохочет: "Ага.
Ей 22. Смотри, так до свадьбы недалеко!".
В краю медведей
© предоставлено Биллом Петерсом
Билл Петерс
Надежда
познакомилась с Биллом в сентябре в фейсбучной группе родителей аутичных детей.
Вспоминает, как "какой-то американец" начал лайкать ее фото. Когда
где-то упомянула, что ее сын ищет друга, Петерс написал в личку (используя
автопереводчик): "Можно с ним поговорить?".
"А я
боюсь: может, маньяк какой? Да вид еще подозрительный… бородатый такой… А потом
думаю: была не была! Камеру включили, они друг друга только увидели – и как
давай хохотать! Какой-то космос возник. Разговорились так, будто друг друга всю
жизнь знали и просто давно не виделись. Потом стали играть в Роблокс – сетевую
игрушку, Славка все страдал, что ему играть не с кем было", – рассказывает
мама.
Они общаются
практически каждый день. По словам Надежды, ребенок благодаря этому общению
учится принимать другого человека с особенностями, становится более гибким,
учится уступать и взаимодействовать, учится работать в команде, даже если это
просто сетевая игра.
Билл стал
спасением и для самой женщины: "Я ему уже столько вопросов задала! Мы ведь
все время пытаемся понять, что в голове у наших детей. Но здесь проще медведя
встретить, чем специалиста по аутизму".
Петерс – тоже
аутист, ему 35, живет в городе Ричленд. Он не имеет работы в классическом
значении этого слова – живет на социальное пособие как инвалид. Все свое время
посвящает гуманитарной деятельности – помогает аутистам и их семьям по всему
миру, особенно – в Восточной Европе, поскольку там меньше возможностей для
социализации. Он мечтает стать "послом для людей с аутизмом".
© Предоставлено Биллом Петерсом
Билл советует родителям: "Научите ребенка с аутизмом любить себя и никогда не жалеть, что он такой".
"Я помогаю
людям, но и они помогают мне – расти как личности, изучать новые вещи,
заниматься любимым делом. Сейчас я общаюсь примерно с сотней семей. Проблемы
везде одинаковы. В школе в США я прошел то же самое, через что проходит сейчас
Слава, например, издевательства одноклассников. Мы с ним во многих вещах очень
похожи. Мне жаль, что у меня не было наставника, как теперь у Славы", – говорит
Билл.
Надежда
подтверждает: "С первого класса мальчишки не дают Славе прохода. Билл
всегда до слез расстраивается. Узнал от меня, что Славу опять побили, звонит
поддержать его, а сам рыдает: "Брат, они не должны так поступать!".
На днях прислал мне письмо – обращение к школе, к учителям, благодарность тем,
кто за Славу заступается. Распечатаю – принесу им почитать".
Мы нормальные
"Если
ребенок с ДЦП, то это видно, и к нему относятся снисходительно. А по нашим – не
видно, ведь аутизм – поведенческий диагноз. Когда Славка носится как оглашенный,
учителя на меня ругаются: воспитанием не занимаешься! А это не убрать никак,
это нервное… Стук учителей раздражает, он ведь стучит постоянно. Или – что
обниматься лезет ко всем, знакомым и незнакомым", – рассказывает мама.
Она вдруг
заливается смехом, вспомнив, как учительница поставила Славе тройку за
поведение – какими, интересно, критериями та руководствовалась в оценке
аутиста?..
И серьезно
добавляет: "Рассказы о том, что Славе трудно сидеть и поэтому он ложится
на парту, тоже никого не колышат. Заставляют ребенка писать ручкой, а он не
любит: Билл объяснял, что мозг у аутистов работает очень быстро, а рука
медленная, не поспевает, и на это уходит много сил. Три года не могла добиться,
чтобы Славке сделали индивидуальный учебный план, наконец, с Нового года на
него переходим".
Надежда
мечтает, что Билл прилетит к Славе в гости (а он собирается следующим летом!),
придет в их деревенскую школу и своим примером покажет: такие, как мы, есть
везде, мы – нормальные. Просто примите некоторые наши особенности.
© предоставлено Надеждой Пироговой
Старшая сестра Славы, 16-летняя Василина, поступила в новосибирское педучилище на инклюзивного педагога